Среди множества людей, которых я встретил за свою долгую жизнь, Валерия Румянцева была одним из лучших и душевно мне близких. Она была значительной личностью, и ее общение с коллегами, ее воздействие на них определял прежде всего фактор нравственный. Человек абсолютной правдивости и порядочности, она не выносила нечестности, двоедушия, притворства. И не считала нужным это скрывать. Обладая безупречным вкусом, с иронией воспринимала такие людские свойства, как нескромность, зависть, недоброжелательство, лесть, мещанство. Зато людей, придерживавшихся тех же, что и она, моральных установлений, глубоко уважала, к ним тянулась.
Свойственное ей с юных лет необычайно серьезное и ответственное отношение к музыке было проявлением рано сформировавшегося сильного и самостоятельного характера. После окончания Центральной музыкальной школы при Московской консерватории она продолжила свое образование в Музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных, у профессора Т.Д. Гутмана, у него же окончила аспирантуру. Не раз во время учебы она приезжала во Владикавказ и под управлением отца исполняла концерты Чайковского, Рахманинова, Моцарта.
Несравненная художественная аура столицы, общение с большими мастерами, людьми, как и сама Валерия, умными, тонкими, даровитыми, наконец, целеустремленность и воля молодой пианистки в достижении цели наилучшим образом способствовали формированию художественной личности. Да, она была личностью – и это ощущалось, едва ее пальцы касались клавиш. Ее игра, отточенная, темпераментная, впечатляла прежде всего живым ощущением композиторских стилей, продуманностью исполнительской концепции каждого опуса, убежденностью: так, и только так он должен звучать!
23 года она проработала артисткой оркестра Мариинского театра, являя собой пример преданности коллективу, творческой стабильности и дисциплины. Последний раз она играла в «Раймонде» год назад, 12 июня 2015-го, а 21-го ее не стало…
Валерия любила жизнь, была открыта ей, испытывая пристальный интерес к разным ее ракурсам. Вместе с Мариинским оркестром исколесила мир. Но и в условиях гастрольного цейтнота она умудрялась увидеть и запечатлеть на фото нечто неповторимое, заветное для этих мест.
Серии мастерских фотографий, сделанных главным образом в российской провинции, сопровождаются комментариями, которые уснащены интереснейшими историческими сведениями, проникнуты любовью к изображенным местам, озарены добрым юмором. По существу, это превосходные репортажи, подтверждающие разностороннюю одаренность их автора.
Нужно, чтобы о Валерии Румянцевой знали, чтобы ее помнили: ведь, в конце концов, на таких, как она, держится искусство, держится мир! Для тех, кому выпало общаться, дружить с нею, она была человеком, излучавшим свет. Этот свет сохранится в наших душах до конца жизни каждого из нас…
Михаил Бялик