Санкт-Петербург, Концертный зал

Вивальди. Гендель. Элгар


Четвертый концерт 39-го абонемента

ИСПОЛНИТЕЛИ:
Солисты:
Лоренц Настурика-Гершовичи (скрипка)
Олег Сендецкий (виолончель)
Оксана Мороз (виолончель)
Владимир Юнович (виолончель)

Страдивари-ансамбль Мариинского театра
Дирижер – Лоренц Настурика-Гершовичи


В ПРОГРАММЕ:
Антонио Вивальди
Концерт для двух виолончелей с оркестром соль минор, RV 531

Георг Фридрих Гендель
Трио-соната для двух виолончелей и континуо соль минор, HWV 393

Антонио Вивальди
Концерт для скрипки и виолончели с оркестром си-бемоль мажор, RV 547

Эдуард Элгар
Серенада для струнного оркестра, соч. 20
Интродукция и аллегро для струнного оркестра, соч. 47

О концерте

Два концерта, вошедшие в каталог Петера Риома как RV 531 и RV 547, Антонио Вивальди не отдавал в печать и не посвящал знаменитым виртуозам. Неизвестно, где, когда и для кого они были написаны – может быть, для консерватории в Неаполе, а может, для Мантуанского двора. Однако оба они по-своему уникальны. Концерт соль минор – единственный среди более чем пятисот концертов Вивальди, в котором солируют две виолончели, концерт си-бемоль мажор – редчайший в наследии композитора образец дуэта скрипки и виолончели.
Концерт для двух виолончелей вопреки установленным самим Вивальди правилам открывается не ритурнелем всего оркестра, а большим соло. Две виолончели и basso continuo образуют сплоченный ансамбль низких инструментов, который в первой части оставляет скрипкам и альтам более чем скромную роль. Во второй части (Largo) участвуют только эти низкие инструменты. Если в оркестре нет аккомпанирующего клавесина или лютни, музыка не выходит за пределы диапазона мужских голосов. Только с началом финала скрипки и альты берут долгожданный реванш, но эта часть концерта, пожалуй, чересчур лаконична.
Вивальди крайне редко предназначал концерты для двух неодинаковых инструментов. В эпоху, когда дуэты любви и ненависти в операх исполняли два сопрано или сопрано и альт, но крайне редко – сопрано и тенор, естественно было и концерты сочинять для двух скрипок или двух гобоев, а не для скрипки и виолончели. Концерт си-бемоль мажор (RV 547), однако, именно таков. В первой части, помимо солистов, внимание неожиданно привлекает к себе группа альтов, которой Вивальди поручил характерную цепочку синкоп. Вторая часть как будто взята из какой-нибудь оперы маэстро и представляет собой небольшой любовный дуэт солистов. Финал концерта, по-видимому, вдохновлен сценами охоты и сигналами охотничьих рогов.

Соната для двух виолончелей и струнного оркестра является переложением трио-сонаты Георга Фридриха Генделя соль минор (ор. 2, № 8). В оригинале соната предназначена для двух скрипок и basso continuo. По желанию исполнителей скрипки можно заменить двумя флейтами либо двумя гобоями.
История появления сонат ор. 2 полна загадок. Они впервые вышли в свет в Лондоне около 1730 года в виде пиратского издания. Сам Гендель не имел отношения к составлению сборника, а вошедшие в него произведения были написаны им намного раньше, начиная с 14-летнего возраста.
Многие сонаты являются переработками фрагментов других сочинений Генделя (опер, гимнов, концертов). Соната № 8 не принадлежит к их числу. Исследователи вообще сомневаются, что она на самом деле написана Генделем, а не выдана за его сочинение издателями. Во всяком случае, по всем признакам она очень близка своим сестрам из ор. 2: так называемая «церковная» соната в четырех частях, с характерным для Генделя обликом каждой из них. За серьезной и размеренной первой частью следует быстрая вторая часть, насыщенная полифоническими приемами, за ней – лирическая третья часть с позаимствованными из оперной музыки томными фигурами «вздохов». Завершает сонату финал в жанре быстрого менуэта.

Пьеса Эдуарда Элгара для струнного квартета и струнного оркестра впервые прозвучала под управлением автора 8 марта 1905 года. Элгар уже успел прославиться на родине благодаря вариациям «Энигма» и оратории «Сон Геронтия», уже не один год дирижировал симфоническими концертами, и в голове его уже созревал Скрипичный концерт. Появление Интродукции и аллегро – следствие растущей международной известности композитора. В 1905 году он посетил США, чтобы 28 июня получить степень доктора в Йельском университете. Благодарить за это нужно было профессора Сэмюэла Сэнфорда – американского пианиста и композитора, ученика Антона Рубинштейна. Элгар и отблагодарил, посвятив Сэнфорду новое сочинение. Естественно, оно оказалось весьма академичным. Интродукция и аллегро – жанр концертный, но в сочинении Элгара нет ни одной каденции, а партии солистов ничуть не виртуознее партий оркестрантов. В соль-минорной интродукции звучат все темы пьесы. Затем они несколько нарочито, с явной демонстрацией техники развиваются в соль-мажорном аллегро. Это аллегро написано в строгой сонатной форме, а место разработки занимает еще более строгая соль-минорная фуга.
Эдуард Элгар написал Серенаду для струнного оркестра соч. 20 в марте 1892 года в Уорчестере. Три миниатюрные пьесы, из которых она состоит, тогда же исполнил местный женский студенческий оркестр. Сочинение быстро обрело известность, Элгар сделал также его переложение для фортепиано в 4 руки. Первая часть открывается тревожной фигурой альтов, но тревога сразу же рассеивается. Ремарку «piacevole» (мило, приятно), которой композитор снабдил первую часть, можно распространить на всю серенаду. Охлажденный «английским темпераментом» романтизм и пасторальность – характерные свойства этой музыки.
Серенада посвящена автором некому W.H. Whinfield’у, которого специалисты по творчеству Элгара идентифицируют как Эдуарда Рэя Уинфилда, эсквайра, любителя музыки из Уорчестера, друга Элгара на протяжении многих лет.
Анна Булычёва

Возрастная категория 6+

27 сентября 2015
27 декабря 2015
29 января 2016
29 мая 2016
Вивальди. Гендель. Элгар
Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход