Сюита «Из времен Хольберга» Эдварда Грига – дань памяти выдающегося писателя и просветителя Людвига Хольберга (1684–1754).
Хольберг – уроженец Бергена, родного города Грига, – равно почитается в Норвегии и Дании. 3 декабря 1884 года, в ознаменование двухсотлетия со дня рождения писателя, в Бергене состоялось открытие памятника. На площади перед памятником была исполнена хоровая кантата «Памяти Хольберга» Грига под управлением автора. 7 декабря на юбилейном концерте Григ впервые исполнил сюиту «Из времен Хольберга» в фортепианной версии. В феврале следующего года Григ завершил инструментовку сюиты и 12 марта 1885 года продирижировал премьерой оркестрового варианта.
Образцом для произведения послужили сюиты Баха и Генделя, современников Хольберга. Цикл открывается прелюдией, выдержанной в торжественно-приподнятом тоне. По баховской модели построены также сарабанда, гавот, и ария, заставляющая вспомнить медленные части скрипичных концертов, кантат и пассионов Баха.
Венчает сюиту оживленный ригодон: контрастный средний эпизод возвращает лирико-драматические образы арии, а торжественная поступь заключительных аккордов tutti перекидывает арку к прелюдии.
Иосиф Райскин
Струнный секстет «Воспоминание о Флоренции» был написан Чайковским летом 1890 года по возвращении из Италии, где он в упоении работал над «Пиковой дамой».
Название не подразумевает создания «местного колорита». Это воспоминание не столько о самом городе, сколько о времени, которое Чайковский там провел, и о настроении, которое им владело. По крайней мере, одна из музыкальных тем секстета родилась во время пребывания автора во Флоренции.
Задуман секстет был гораздо раньше, еще в 1887 году, когда Чайковский дал обещание посвятить новое сочинение Петербургскому обществу камерной музыки во главе с К.К. Альбрехтом. Композитор решил попробовать силы в новом для себя жанре, находящемся на полпути между камерной и оркестровой музыкой. Хотя он уже находился в расцвете славы, но к новой и сложной задаче подошел как ученик. «Ведь это мой первый опыт выйти из рамок квартета», – скромно написал он Альбрехту. Сперва устроив прослушивание в частной обстановке, Чайковский затем еще два года перерабатывал сочинение, прежде чем дал согласие на его официальную премьеру и публикацию.
Анна Булычёва