Санкт-Петербург, Концертный зал

Шоссон. Равель. Бизе


Четвёртый концерт 40-го абонемента

ИСПОЛНИТЕЛИ:
Солист – Андрей Баранов (скрипка)
Молодежный филармонический оркестр Мариинского театра
Дирижер – Антон Гаккель


В ПРОГРАММЕ:
Эрнест Шоссон
Поэма для скрипки с оркестром ми-бемоль мажор, соч. 25

Морис Равель
«Цыганка», концертная рапсодия для скрипки с оркестром

Жорж Бизе
Две сюиты из музыки к драме Альфонса Доде «Арлезианка»

Морис Равель
«Утренняя серенада шута» из цикла «Отражения»

О концерте

Поэма для скрипки с оркестром Эрнеста Шоссона появилась по просьбе его друга Эжена Изаи, мечтавшего о скрипичном концерте. Шоссон уже был автором концерта для скрипки, фортепиано и струнного квартета, но концерт с оркестром писать отказался. Вместо этого Изаи получил нечто, не имевшее прецедентов – поэму без названия. Композиторы-романтики, сочиняя произведения с поэтической программой, всегда давали ей имя, сам Шоссон создал симфоническую поэму «Вивиана» и «Поэму любви и моря» для голоса с оркестром, но здесь пошел иным путем. К началу работы над новым сочинением Шоссон успел открыть для себя русскую литературу. Его внимание привлекла колдовская индийская скрипка загадочного Муция из фантастической повести Тургенева, поэтому произведение для Изаи он сначала назвал по-тургеневски – «Песнь торжествующей любви: симфоническая поэма для скрипки с оркестром», – а затем решил скрыть программу.
В музыке поэмы обычно видят свойственную Шоссону меланхолию, хотя в ней гораздо больше томления, недаром в первых тактах слышатся отзвуки вагнеровского «Тристана». Красочная гармония и великолепная оркестровка достойны ученика Франка и Массне. Свободная форма поэмы, видимо, тайно следует перипетиям тургеневского сюжета.


«Арлезианка» – один из последних шедевров Жоржа Бизе. По предложению Леона Карвальо, в ту пору директора театра «Водевиль», композитор впервые для себя взялся за музыку к драматическому спектаклю. Пьеса Альфонса Доде требовала уделить внимание местному – провансальскому – колориту. Такие задачи всегда шли Бизе на пользу, достаточно вспомнить его лучшие оперы: индийских «Искателей жемчуга», египетскую «Джамиле», испанскую «Кармен».
За лето 1872 года Бизе написал для «Арлезианки» 27 музыкальных номеров. Сочинение посвящено Ипполиту Родригесу – в молодости маклеру, затем историку Библии, который доводился жене композитора дядей с материнской стороны. Премьера состоялась 1 октября, пьеса провалилась и быстро исчезла из репертуара.
Бизе немедленно переделал для большого оркестра с участием саксофона-альта Прелюдию, Менуэт, Adagietto и «Перезвон» (Carillon). Так появилась Первая сюита, вскоре с успехом прозвучавшая в одном из Народных концертов Жюля Паделу. После смерти Бизе его издатель Антуан Шудан обратился к композитору Эрнесту Гиро, чтобы тот составил из музыки к «Арлезианке» Вторую сюиту, в которую вошли Пастораль, Интермеццо, Менуэт и Фарандола.
Анна Булычёва


Концертная рапсодия «Цыганка» была написана Равелем для венгерской скрипачки Джелли Д’Араньи, чью игру композитор услышал в 1922 году в Лондоне. На концерте, который посетил Равель, Д’Араньи исполняла скрипичную сонату Бартока. Позднее композитор писал Бартоку: «Вы вдохновили меня написать небольшую пьесу дьявольской сложности, взывая к Венгрии моей мечты. Так как это будет скрипичная пьеса, почему бы не назвать ее “Цыганка”»? Первоначально рапсодия была сочинена для скрипки и фортепиано, а в июле 1924 года Равель сделал переложение для скрипки и симфонического оркестра. Музыка рапсодии насыщена интонациями цыганского и венгерского фольклора. Зная любовь Равеля к стилизациям, можно подумать, что это пародия на «цыганскую» музыку Листа и Иоахима (что интересно, Д’Араньи была внучатой племянницей знаменитого венгерского скрипача). Пьеса состоит из двух разделов – медленного вступления, которое открывается длинной каденцией скрипки и быстрой виртуозной части, изобилующей двойными нотами, пиццикато и глиссандо.


В 1905 году Равель создал цикл фортепианных пьес под названием «Отражения». Три из них позднее были переложены для симфонического оркестра. Среди них – «Утренняя серенада шута», которая сразу получила необычайную популярность. Оригинальная фортепианная версия крайне виртуозна (сложнейшие репетиции с трудом исполняют самые техничные пианисты) и столь пианистична, что оркестровка могла бы показаться излишней. Однако благодаря превосходному чувству гармонии и тембра Равель превосходно справился с этой задачей. Пьеса состоит из трех частей. Крайние разделы – издевательский танец, который начинается бренчанием гитары (в оркестровой версии оно передано пиццикато струнных и арфы). Испанские ритмы гиперболизированы, оркестровка имитирует звучание гитары. Средняя часть носит пародийно скорбный характер, а в заключении звучит саркастический смех.
Екатерина Юсупова

Возрастная категория 6+

16 октября 2015
18 декабря 2015
19 февраля 2016
1 апреля 2016
Шоссон. Равель. Бизе
Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход