В начале 1890-х Антонин Дворжак задумал написать симфонический триптих под названием «Природа, жизнь, любовь». Замысел был осуществлен, и на премьере три произведения прозвучали как единый цикл. Позднее части триптиха начали исполняться отдельно как концертные увертюры и получили названия «В царстве природы», «Карнавал» и «Отелло». Стремительный и жизнерадостный характер крайних разделов «Карнавала» напоминает о «Славянских танцах» композитора. Небольшой средний раздел – лирическое интермеццо, рисующее образы природы. На фоне повторяющегося трехзвучного мотива английского рожка звучат сольные реплики флейты, кларнета и скрипки.
Помимо скрипичного концерта Петр Чайковский написал еще пять пьес для этого инструмента и оркестра. Все они созданы во второй половине 1870-х годов. «Меланхолическая серенада» изначально была посвящена знаменитому скрипачу Леопольду Ауэру, однако когда тот отверг скрипичный концерт Чайковского, композитор снял посвящение. В итоге первым исполнителем и концерта, и серенады стал Адольф Бродски. В музыке «Серенады» угадывается будущая лирика «Лебединого озера». Меланхолическое настроение крайних разделов создают романсовые интонации скрипки, а в среднем разделе господствуют светлые элегические настроения.
Виртуозный «Вальс-скерцо» был написан для друга и ученика Чайковского Иосифа Котека.
«Размышление», «Скерцо» и «Мелодия» входят в цикл «Воспоминание о дорогом месте». Они были сочинены для скрипки и фортепиано, а оркестровую версию уже после смерти Чайковского сделал Александр Глазунов. Под «дорогим местом» Чайковский подразумевал городок Браилов, где располагалось имение его друга Надежды фон Мекк.
Виртуозно-полетное скерцо в духе тарантеллы соседствует в цикле с «Мелодией» – миниатюрной песней без слов – и сдержанно-лирическим «Размышлением». Музыка последней пьесы изначально должна была войти в скрипичный концерт, но впоследствии Чайковский заменил ее на ставшую знаменитой канцонетту.
Цикл из шести симфонических поэм «Моя родина» Бедржиха Сметаны – его высшее достижение в области оркестровой музыки. Среди шести поэм наибольшую популярность приобрела «Влтава», носящая название крупнейшей реки Чехии. Программа поэмы подробно указана самим автором: «Сочинение рисует весь путь Влтавы от самых ее истоков». В музыке изображаются переклички охотничьих рогов, звуки крестьянской польки, ночные хороводы русалок. В кульминации поэмы (авторская ремарка «мощное течение Влтавы») звучит мотив замка Вышеград из первой поэмы цикла.
Владимир Хавров
Испанские увертюры Глинки положили начало увлекательнейшему разделу отечественной музыкальной классики. «Русская Испания» оживала в шедеврах
Даргомыжского и Рубинштейна, Чайковского и Глазунова, Прокофьева и Шостаковича…
«Испанское каприччио» Николая Римского-Корсакова возникло из набросков концертной фантазии для скрипки с оркестром на испанские народные темы. Первоначальный замысел композитора разросся и вышел далеко за рамки фантазии или сюиты, основанной на фольклорных мотивах. Перед нами блистательный концерт для оркестра – один из первых образцов этого жанра в русской музыке. В пяти частях «Каприччио» предстала поющая и танцующая Испания (подлинные народные темы Римский-Корсаков заимствовал из «Собрания народных песен и танцев» Хосе Инсенги).
Благодаря многоцветной и в то же время прозрачной оркестровке, красочности и богатству колорита (в группу ударных инструментов введены кастаньеты), партитура «Испанского каприччио» представляет собой настоящую энциклопедию оркестрового мастерства.
Первое исполнение «Испанского каприччио» состоялось в Петербурге 5 декабря 1887 года под управлением автора.
Иосиф Райскин