Санкт-Петербург, Мариинский-2

Денис Мацуев и Александр Малофеев


X международный фестиваль «Лики современного пианизма»
К 125-летию С.C. Прокофьева

В ПРОГРАММЕ:
Петр Чайковский
Концерт для фортепиано с оркестром № 1 си-бемоль минор, соч. 23
Солист – Александр Малофеев
Симфонический оркестр Мариинского театра
Дирижер – Заурбек Гугкаев


Сергей Прокофьев
Концерт для фортепиано с оркестром №2 cоль минор, соч. 16
Солист – Денис Мацуев
Симфонический оркестр Мариинского театра
Дирижер – Валерий Гергиев

О концерте

Концерт для фортепиано с оркестром № 2 был одним из любимых сочинений Сергея Прокофьева. Композитор впервые сыграл его в конце летнего сезона 1913 года в Павловске (дирижировал Александр Асланов). Премьера ознаменовалась «роскошным» скандалом: Прокофьева заклеймили как кубиста и футуриста. И он немедленно сделал «кубофутуристский» и чудовищно трудный для пианиста концерт своей визитной карточкой: играл его в Лондоне Дягилеву при первом знакомстве, в 1915 году выбрал для официального дебюта за границей, в Риме. Когда Прокофьев эмигрировал, партитура осталась на родине (и до сих пор не найдена). В 1923 году композитор восстановил ее и вскоре издал концерт.
Сейчас трудно понять, что могло отпугнуть слушателей в завораживающей первой части. Неужели огромная, медленно восходящая к кульминации каденция солиста, которая так сложна, что записана на трех строчках (как бы для трех рук)? Вторая часть, скерцо – одна из лучших пьес в жанре "вечного движения". В партии фортепиано нет ни одной паузы! Начало третьей части, интермеццо, заслуживает название футуристского, однако солист вступает с изящной фантастической темой. А бурное, необузданное начало финала мудро уравновешено спокойным средним разделом в характере колыбельной.
Анна Булычева

Первый фортепианный концерт сочинен Чайковским за два последних месяца 1874 года (до февраля 1875-го автор был занят инструментовкой произведения). Видимо, в процессе работы над концертом композитор показывал его своему любимому ученику С.И. Танееву. Вот отзыв юного (восемнадцатилетнего!) студента, сообщавшего своим знакомым: «Вас всех поздравляю с первым русским фортепианным концертом, написал его Петр Ильич». Известно, что Чайковский и посвятил концерт первоначально Танееву, лишь позднее заменив это посвящение другим – Гансу фон Бюлову, впервые исполнившему концерт 25 октября 1875 года в Бостоне. Премьера сопровождалась шумным успехом. Чайковский писал Н.А Римскому-Корсакову: «Представьте, какой у американцев аппетит: при каждом исполнении моего концерта Бюлов финал должен был повторять». Вскоре (1 ноября 1875 года) последовала и петербургская премьера, вызвавшая поначалу противоречивые отклики. Н.Г. Рубинштейн, сперва предъявивший автору множество претензий и высказавший требование переделок (от которых Чайковский наотрез отказался), спустя три года сделался одним из лучших исполнителей концерта. Очень высоко отзывался Чайковский об игре С.И. Танеева: «Часто вижусь с Танеевым, – писал он брату Модесту Ильичу Чайковскому. – Если б ты знал, как он великолепно играет мой концерт!»
Спустя полтора столетия Первый концерт Чайковского сделался таким же «именем собственным», как Пятая или Девятая симфонии Бетховена. Яркий героический тон, драматический пафос сочетаются в нем с виртуозным декоративным стилем и вместе с тем с тончайшим лиризмом. Речитативный тип мелодики – как и в операх Чайковского – легко и естественно переходит в закругленные «ариозные» формы, впитавшие в себя русскую и украинскую песенность. Первый концерт – одна из тех жемчужин, которые стали символом мировой музыкальной классики. На его «позывные» – широкий валторновый зачин, величественную колоннаду фортепианных аккордов, мощную ослепительную главную тему у струнных, поддержанных духовыми, – кто сегодня не откликнется!
Иосиф Райскин

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход