Санкт-Петербург, Мариинский-2

Открытие Х международного фестиваля «Лики современного пианизма»


ИСПОЛНИТЕЛИ:
Солист – Ефим Бронфман
Симфонический оркестр Мариинского театра
Дирижер – Валерий Гергиев


В ПРОГРАММЕ:
Феликс Мендельсон
Cкерцо из музыки к спектаклю «Сон в летнюю ночь»

Бела Барток
Концерт для фортепиано с оркестром № 2, BB 101

Петр Чайковский
Симфония № 4 фа минор, соч. 36

О концерте

Все фортепианные концерты Белы Бартока, кроме Третьего, написаны для собственных гастрольных выступлений. Второй концерт, начатый в октябре 1930 года, был завершен через год. Если композитор ставил себе цель превзойти «Петрушку» Стравинского по части «крупной» техники, то эту цель он с лихвой выполнил: концерт требует и от солиста, и от оркестра настоящего героизма.
В первой части по авангардной моде 1920-х (и под явным влиянием Концерта для фортепиано и духовых Стравинского) Барток обходится без участия струнных инструментов. Партнерами фортепиано становятся главным образом медные духовые и ударные. Струнные впервые вступают во второй части, но – с сурдинами и без вибрации. Их хорал вступает в диалог с элегическими соло фортепиано в сопровождении раскатов литавр. В середине Adagio Барток поместил колоритное, ртутное скерцо. Финал, основанный на фольклорных интонациях, достоин самых «варварских» сочинений композитора, но его окончание – неожиданно ясное, как будто после преодоленных трудностей наступает катарсис.
Анна Булычёва

Всегда предельно искренний в своей музыке, Чайковский создавал Четвертую симфонию в один из самых критических периодов своей жизни, от которого у него остались «общие воспоминания о страстности, жуткости испытанных ощущений». Это был 1877 год. Кошмар, которым обернулись женитьба и скорый развод, усилил чувство разочарованности в жизни и неуверенности в собственных силах, доминировавшее в ту пору в душе композитора. Острота личных переживаний сделала сочинение симфонии неимоверно трудным процессом, потребовавшим почти года напряженной работы (для сравнения – оперу «Пиковая дама» Чайковский создал вчерне за 44 дня). В результате родилось произведение, в котором с небывалой силой запечатлелась извечная проблема – неравная борьба человека с внешними обстоятельствами, складывающимися вопреки его желаниям и надеждам.
Уже во вступлении к симфонии, во время звучания грозной темы фатума, становится понятно – победа одинокой человеческой воли невозможна, «пристани нет... плыви по этому морю, пока оно не схватит и не погрузит тебя в глубину свою». Музыкальное развитие первой части отражает смену естественных психологических реакций на осознание неизбежности рока: тоску, смятение, доходящее до отчаяния, и, наконец, попытку забыться, спрятаться в мире безмятежных иллюзий. Все большее отстранение от конфликта ощущается и в развертывании остальных частей симфонического цикла, вызвавшего у Танеева ассоциацию с «симфонической поэмой, к которой случайно присочинили три части и сделали из этого симфонию». Если во второй части еще заметны следы субъективной эмоции автора, то жанровые образы скерцо и финала уже никак не напоминают о попытках бороться с судьбой, ибо для Чайковского с самого начала очевидна тщетность этих попыток.
Марина Иовлева

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход