Санкт-Петербург, Мариинский-2

Макбет

опера в 4-х действиях
(концертное исполнение)

При участии Марии Гулегиной и Евгения Никитина

Исполнители

Авторы и постановщики

Музыка Джузеппе Верди
Либретто Франческо Марии Пьяве по одноименной трагедии Уильяма Шекспира

Хор и cимфонический оркестр Мариинского театра
Главный хормейстер – Андрей Петренко
Ответственный концертмейстер – Ирина Соболева


VIVA VERDI!
Как всякий могучий талант, Верди отражает в себе национальность и свою эпоху. Он – цветок своей почвы. Он – голос современной Италии <…>Италии, пробудившейся к сознанию. Италии, взволнованной политическими бурями, Италии, смелой и пылкой до неистовства.
Александр Серов

Вынесенные в эпиграф слова тем ценнее, что принадлежат они выдающемуся русскому музыканту, ранее нередко выступавшему в печати с критикой опер Верди. В борьбе за национальное музыкальное искусство многие культурные деятели России протестовали против засилья «итальянщины» на русской оперной сцене. Когда же «детская болезнь» роста была преодолена, когда оперы Глинки, Мусоргского, Римского-Корсакова, Чайковского стали вровень с вершинами мировой классики, музыка великого итальянца открылась во всей художественной красоте и всечеловеческой значимости.
Соотечественники Верди поняли это прежде всех. Успех имела уже первая опера 26-летнего композитора «Оберто» (1839), поставленная в Милане, Турине, Генуе, Неаполе… А спустя всего три года премьера «Набукко» на сцене Ла Скала вызвала нескончаемые овации восторженного зала: до конца 1842 года спектакль прошел 65 раз! Знаменитый хор порабощенных иудеев из III акта Va pensiero… («Лети, златокрылая мысль») был воспринят итальянцами как символ освободительной борьбы против иноземного владычества. А спустя 60 лет этот хор стихийно запела многотысячная толпа, провожавшая Верди в последний путь! В феврале 1859 года в римском театре «Аполло» проходит премьера «Бала-маскарада»; зрители стоя приветствуют композитора криками: «Да здравствует Верди!» (Viva Verdi!). Этот возглас сделался лозунгом итальянской революции – его не слишком-то зашифрованный смысл был прозрачен для современников: VERDI – Vittorio Emmanuele Re D’Italia (Виктор Эммануил, король Италии). Удивительно ли, что объявлявший о победе министр короля-объединителя Италии Кавур, не найдя слов, в каком-то вдохновенном порыве запел героическую кабалетту Манрико из «Трубадура»! Музыка Верди неотделима от эпохи «Рисорджименто» – так называли время высочайшего подъема духовной жизни в Италии, время национального и политического возрождения.
200-летний юбилей Джузеппе Верди, композитора, пользующегося всесветной славой, – прекрасный повод напомнить о любви, которой творчество композитора окружено в России. О том, что более двух десятков его опер в разные годы были представлены на сценах российских театров – столичных и провинциальных. Мариинский театр продолжает традицию петербургской дирекции императорских театров, полтораста лет назад заказавшей Верди одну из самых знаменитых его опер – «Силу судьбы». В театре, наряду с популярнейшими шедеврами (такими как «Аида», «Дон Карлос», «Макбет», «Травиата», «Риголетто», «Бал-маскарад», «Отелло», «Фальстаф»…), идут сравнительно редко ставящиеся «Набукко» и «Аттила». Вердиевские гала-концерты знакомят слушателей с хорами и ариями из опер композитора. В концертах и в сценической интерпретации звучит грандиозный Реквием памяти Алессандро Мандзони, итальянского писателя, которого Верди чтил как пример патриотической доблести. Музыка Верди, величайшего музыкального гения Италии, принадлежит к бессмертным сокровищам мировой классики.
Иосиф Райскин

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)