Санкт-Петербург, Концертный зал

Элгар. Сибелиус

Симфонический оркестр Мариинского театра и солисты Санкт-Петербургского Дома музыки
Александр Рамм (виолончель), Павел Милюков (скрипка)
Дирижер – Павел Смелков

В программе:
Эдуард Элгар
Концерт для виолончели с оркестром ми минор, соч. 85

Ян Сибелиус
Концерт для скрипки с оркестром pе минор, соч. 47

Концерт для виолончели с оркестром – последнее крупное сочинение Эдуарда Элгара. Премьера его состоялась 27 октября 1919 года в Лондоне под управлением автора, солировал Феликс Салмонд. По аналогии со знаменитым произведением Бенджамина Бриттена концерт часто называют «военным реквиемом» Элгара. Он отличается от сочинений предыдущих лет строгостью тона и неизменной серьезностью. Композитор словно возвращается к музыкальному стилю времен своей молодости – к традициям Чайковского, Дворжака, Грига.
Элгар начал работу с открывающего концерт речитатива виолончели. В дальнейшем речитатив не раз возвращается словно голос автора. Главная тема первой части, порученная альтам без сопровождения, – символ пустоты и одиночества. Вторая часть (скерцо) приводит на память слова Антона Рубинштейна о финале Второй сонаты Шопена: «ветер над могилами». Небольшая третья часть – будто прекрасное воспоминание о счастье, которое завершается слишком быстро и слишком неожиданно. Существуют очень разные трактовки финала, вплоть до оптимистичных, но пронзительный медленный эпизод, после которого возвращается речитатив из первой части, развеивает иллюзии.
Анна Булычёва

Скрипка была любимым инструментом Яна Сибелиуса. В юности композитор мечтал о блестящей карьере скрипача-виртуоза. Увы, этим мечтам не суждено было сбыться: его занятия на этом инструменте начались слишком поздно, вдобавок Сибелиус перенес травму плеча, которая заставила его окончательно отказаться от своих честолюбивых намерений. Тем не менее композитор никогда не терял интереса к скрипке и мог подолгу предаваться импровизациям на ней. Приближаясь к 40-летнему рубежу, он отмечал: «Все еще существует часть меня, стремящаяся стать скрипачом, и эта часть проявляет себя необычным образом». Вскоре Сибелиус приступил к работе над своим единственным скрипичным концертом, в который вложил всю свою любовь к инструменту.
Концерт знаменит своей сложностью: в нем ярко выражено стремление композитора выявить беспредельные выразительные возможности скрипки – те,  что для него самого как исполнителя не были доступны. Берлинская премьера сочинения прошла с невероятным успехом, а один из критиков сравнил музыку концерта с  «живописными скандинавскими зимними пейзажами, на которых художники посредством утонченной игры белого на белом добиваются редких, подчас гипнотических и мощных эффектов».
Надежда Кулыгина

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход