Санкт-Петербург, Концертный зал

Рахманинов. Прокофьев


В преддверии X Московского Пасхального фестиваля

При участии Ольги Бородиной

Сергей Рахманинов. «Колокола», симфоническая поэма
Солисты: Млада Худолей (сопрано), Сергей Семишкур (тенор), Евгений Никитин (баритон)
Сергей Прокофьев. «Александр Невский», кантата
Солистка – Ольга Бородина (меццо-сопрано)

Хор и симфонический оркестр Мариинского театра
Главный хормейстер – Андрей Петренко

Поэма «Колокола» для смешанного хора, трёх солистов (сопрано, тенора и баритона) и оркестра была завершена Рахманиновым в 1913 году. Интересно, что первоначально Рахманинов планировал написать симфонию, но как раз в это время получил анонимное письмо с просьбой прочесть приложенный к письму бальмонтовский перевод стихотворения Эдгара По, который, как утверждалось в письме, идеально подходит для музыки и должен заинтересовать композитора. Имя автора письма стало известно только после смерти Рахманинова, им оказалась ученица виолончелиста Михаила Букиника Мария Данилова.
Сюжет стихотворения действительно сразу заинтересовал Рахманинова, и изначальный замысел мгновенно поменялся. «Колокола» напоминают симфонию по структуре (4-х частный цикл), однако ближе всего они к кантате. Всё произведение, от первой его части до последней, представляет собой неудержимое движение к катастрофе, от света – к мраку. Каждая из четырех частей создает картину жизни человека на пути от рождения к смерти и в каждой колокольный звон является главенствующим.
Поэма «Колокола» имеет авторское посвящение «Моему другу Виллему Менгельбергу и его оркестру Концертгебау в Амстердаме».

Кантата «Александр Невский» возникла на основе музыки к одноимённому фильму Сергея Эйзенштейна, вышедшего на экраны в 1938 году. Исключительный успех, выпавший на долю фильма и сравнимый разве что с «Чапаевым», позволил Прокофьеву сделать из киномузыки самостоятельное произведение и перенести его на сцену концертного зала, практически ничего в ней не меняя, за исключением некоторых деталей оркестровки.
«Кадровость», «зримость» образов – одна из характернейших черт музыки Прокофьева вообще и этого произведения в частности. Слушатель как будто «видит» происходящее на сцене, даже если за музыкальными впечатлениями не стоят впечатления от просмотра киноленты. В самой структуре кантаты можно проследить черты симфонической поэмы, где первая часть – пролог, вторая и третья – экспозиция, дающая характеристику двух противоборствующих сил: русских витязей в лице Александра и рыцарей Ливонского ордена. Четвёртая и пятая части – разработка, в которой кульминационным и центральным номером всей кантаты, безусловно, является пятая – сцена битвы на Чудском озере. Шестая часть – эпизод, плач по погибшим воинам, единственный сольный номер во всём произведении (меццо-сопрано). И наконец, седьмая часть – финал, реприза, торжество и триумф одержавших победу русских воинов.
Павел Великанов

Возрастная категория 6+

«Мертвое поле» из кантаты Сергея Прокофьева «Александр Невский».
Исп. Ольга Бородина (меццо-сопрано), хор и оркестр Мариинского театра.
Дирижер – Валерий Гергиев.
Записано 5 мая 2002. © 2003 Decca Music Group Limited
Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход