Санкт-Петербург, Мариинский театр

Тоска


опера Джакомо Пуччини

Исполняется на итальянском языке (сопровождается синхронными титрами на русском и английском языках)
 
Татьяна Анисимова, Владимир Галузин и Сергей Лейферкус в опере

Исполнители

Дирижер – Дирижер – Фабио Мастранжело
Флория Тоска – Татьяна Анисимова (Национальная опера Украины)
Марио Каварадосси – Владимир Галузин
Барон Скарпиа – Сергей Лейферкус

Мировая премьера: 14 января 1900 года, Театр Костанци, Рим
Премьера в Мариинском театре: 23 октября 1994 года
Премьера постановки: 31 мая 2007 года


Продолжительность спектакля 3 часа 10 минут
Спектакль идет с двумя антрактами

Возрастная категория 12+

Авторы и постановщики

Музыка Джакомо Пуччини
Либретто Луиджи Иллики и Джузеппе Джакозы по одноименной пьесе Викторьена Сарду

Музыкальный руководитель – Валерий Гергиев
Режиссер – Пол Каран
Художник-постановщик и художник по костюмам – Пол Эдвардс
Художник по свету – Дэвид Жак
Ответственный концертмейстер – Алла Бростерман
Главный хормейстер – Константин Рылов
Хормейстер детского хора – Ирина Яцемирская

Краткое содержание

Церковь Сант-Андреа в Риме
Сюда из последних сил добрался бежавший из заключения бывший консул Римской республики, а ныне политический преступник Анджелотти. Он прячется в капелле своей сестры маркизы Аттаванти. Художник Каварадосси работает над изображением Марии Магдалины. Ризничий возмущен тем, что она начинает напоминать одну из прихожанок. Каварадосси отрицает сходство: в мыслях его лишь Тоска, ничьи другие черты не могут появиться под его кистью. После того как Ризничий удаляется из капеллы, показывается Анджелотти. Он знаком с художником и доверяет ему, а потому обращается с просьбой о помощи. Услышав голос Тоски, он прячется снова. Певица замечает сходство Магдалины с маркизой Аттаванти. Это вызывает у Тоски взрыв ревности, но художнику удается ее успокоить. Тоска уходит, а Каварадосси предлагает беглецу спрятаться в его доме. Слышен пушечный выстрел, извещающий о том, что побег раскрыт. Мужчины спешат уйти.
Начинается торжественная служба. Среди молящихся появляются шеф полиции Рима Скарпиа и полицейский агент Сполетта. Их интересует капелла Аттаванти, где они, рассчитывая найти следы беглеца, обнаруживают веер, забытый маркизой, и пустую корзину из-под еды. Увидев возвратившуюся в церковь Флорию Тоску, которая надеялась снова встретиться с любимым, Скарпиа решает использовать ее в своих целях. Он искусно разжигает ревность Флории. Когда же она бросается вон из церкви, Скарпиа посылает за ней полицейских агентов в расчете на то, что разъяренная Тоска приведет их к тайному убежищу художника.

Палаццо Фарнезе
В своем кабинете Скарпиа ждет известий от агентов. Его ожидания оправдались лишь наполовину: Тоска действительно привела их к Каварадосси – и тот схвачен, но Анджелотти найти не удалось. Скарпиа надеется пытками вырвать у художника правду, а Тоску приказывает привести к нему в кабинет. Шеф полиции сам начинает допрашивать Каварадосси, но его усилия тщетны. Появившейся Тоске художник успевает шепнуть, что тайна должна быть сохранена во что бы то ни стало. Его уводят на пытку. Стоны и крики любимого лишают Флорию самообладания, и она открывает секрет тайника в саду. По приказу Скарпиа пытку прекращают. Измученного Каварадосси жандармы швыряют к ногам Тоски. Он слышит распоряжение шефа полиции, из которого становится ясно, что тайна раскрыта. Художник проклинает Тоску. Скарпиа велит увести его и назначает на утро казнь. В ответ на мольбы Тоски он предлагает спасти жизнь Каварадосси: если певица согласится принадлежать ему, то в Каварадосси во время казни будут стрелять холостыми патронами. В присутствии Тоски шеф полиции демонстративно отдает приказ, а затем пишет пропуск для нее и Каварадосси, чтобы они могли покинуть Рим. И Тоска не догадывается, что Скарпиа не собирается выполнять свое обещание спасти жизнь Каварадосси. Однако, когда он пытается овладеть Тоской, она, защищаясь, убивает его. С ужасом глядя на труп Скарпиа, певица осторожно высвобождает из мертвой руки заветный пропуск и выскальзывает из дворца.

Верхняя площадка замка Сант-Анджело
Здесь ждет расстрела Каварадосси. Вбегает Тоска и возбужденно рассказывает, что казнь будет мнимой. Марио лишь должен получше притвориться, чтобы солдаты ничего не заподозрили, а потом они смогут ехать. Входят солдаты. Залп – и художник падает. Тщетно взывает к нему Флория. Понимая, что он мертв, Тоска бросается с парапета вниз.


О «Тоске» Джакомо Пуччини мечтал одиннадцать лет – с тех пор, как познакомился с одноименной пьесой Викторьена Сарду. Об этом французском драматурге сегодня вспоминают только благодаря композиторам, некогда увлекшимся его творениями. А при жизни Сарду был эталоном плодовитости и популярности.
Мечта Пуччини сбылась 14 января 1900 года. В этот день в театре Костанци (ныне Римская опера) состоялась премьера мрачнейшей из мелодрам всех времен и народов. Главных героев в «Тоске» трое, и все трое погибают. Среди десяти опер Пуччини, вообще жестокого к своим персонажам, это наивысший показатель летальности.
Несмотря на мрачность сюжета, замысел «Тоски» весьма изящен. Действие разворачивается за сто лет до премьеры, с полудня 17 июня 1800 года до рассвета следующего дня. Как в классической трагедии, события укладываются в двадцать четыре часа и «привязаны» к реальному историческому факту – битве при Маренго, в которой 14 июня того же года Наполеон ценой значительных потерь разбил превосходящие силы австрийцев.
«Тоска» – не только экскурс в историю, но еще и небольшая прогулка по Риму. Из достопримечательностей Вечного города авторы предлагают посетить три: в первом действии – церковь Сант-Андреа-делла-Валле, во втором – дворец Фарнезе, в третьем – замок Святого Ангела. Город Рим стал одним из героев «Тоски», но все-таки не главным. На премьерной афише изображена Тоска над телом Скарпиа. Именно эта мизансцена была сочтена ключевой, что идеально согласуется с замыслом Пуччини.
В своей пятой опере Пуччини мудро соединил мелодическое вдохновение и экономию средств. Аналогичным образом в либретто, которое Луиджи Иллика и Джузеппе Джакоза радикально освободили от незначительных деталей, все события взаимосвязаны, все ружья стреляют. Спектакль Пола Каррана и Пола Эдвардса переносит действие в 1930-е годы… Анна Булычёва


Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)