Санкт-Петербург, Мариинский-2

Норма

ПРЕМЬЕРА


опера Винченцо Беллини

Исполняется на итальянском языке (сопровождается синхронными титрами на русском языке)
 

Исполнители

Мировая премьера: 26 декабря 1831 года, театр Ла Скала, Милан
Премьера в Большом (Каменном) театре: 8 ноября 1843 года, Императорская итальянская оперная труппа
Премьера в Мариинском театре: 13 ноября 1861 года
Премьера постановки: 22 мая 2025 года


Продолжительность спектакля 3 часа
Спектакль идет с одним антрактом

Возрастная категория 12+

Авторы и постановщики

Музыка Винченцо Беллини
Либретто Феличе Романи, основанное на одноименной французской трагедии Александра Суме

Музыкальный руководитель – Валерий Гергиев
Режиссер – Сергей Новиков
Художник по декорациям и костюмам – Сергей Новиков
Художник по свету – Руслан Майоров
Художник по видео – Дмитрий Иванченко
Ответственный концертмейстер – Григорий Якерсон
Хормейстер – Константин Рылов

Краткое содержание

Действие первое

Картина первая

У дуба Ирминсуля – божества друидов в завоеванной Римом Галлии – жрецы во главе с Оровезо готовятся к священному обряду. Их мечта – свергнуть власть римлян, оскверняющих священные рощи и храмы своими штандартами с крыльями империи. Друиды отправляются в священную рощу до восхода луны, когда пророчица Норма (дочь Оровезо) пожнет кусты омелы, выросшей волшебным образом прямо на ветвях дуба-великана, и возвестит волю древесного бога.

У входа в священную рощу появляются римский проконсул Поллион и центурион Флавий, которые вот уже почти десять лет надзирают за порядком во вверенной им провинции. За это время проконсул соблазнил Норму, она тайно родила ему двоих сыновей. Но теперь сердцем Поллиона завладела другая – юная храмовая служительница Адальджиза. Римлянин хочет увезти ее на родину, подальше от мщения Нормы. Заслышав звуки трубы, созывающей друидов к священному дубу, римляне на время скрываются.

Торжественно входят жрецы, жрицы и воины, вдохновленные Оровезо на военный поход.

Величественная и прекрасная, спускается Норма. Она недовольна самоуправством жрецов, выдавших галлам оружие без одобрения Ирминсуля. От имени божества она сообщает, что Рим падет не от сикамбрских топоров галлов, а от своих нечестий, и потому повелевает ждать, сдав оружие. В знак подтверждения воли богов она золотым серпом срезает ветки священной омелы, из ягод которой жрицы готовят застывающий в лéдниках отвар, и умиротворяет пыл галлов.

Пока жрецы и воины участвуют в обряде, Норма мыслями уносится далеко: она тревожится о Поллионе – отце ее детей, который уже несколько дней не появлялся в ее тайном укрытии в скалах.

Окончен торжественный обряд, у жертвенного камня остается одна Адальджиза. Она молит языческого бога уберечь ее от преступной страсти к римлянину. Подкарауливший ее Поллион, манипулируя чувствами девушки, уговаривает юную жрицу оставить алтарь друидов и вместе с ним бежать в Рим.


Картина вторая

Убежище Нормы. Верховная жрица печалится о грядущем отъезде Поллиона, скрываемом им. Подозрение об охлаждении к ней Поллиона терзает ей сердце настолько, что даже дети, похожие на отца, вызывают у нее отторжение.

Норма ждет Поллиона, но появляется Адальджиза, которая решила исповедоваться – признаться в любви к мужчине – и попросить Норму отпустить ее из храма в мир. Норма, вспоминая, что и сама ради любви преступила клятву, предполагает освободить Адальджизу от обета целомудрия и отпустить ее жить обычной жизнью.

Но кто же возлюбленный девушки? Адальджиза указывает на вошедшего в эту минуту Поллиона, к которому бросились соскучившиеся сыновья. Норма потрясена предательством.

Осознав, что для объяснений время прошло, Поллион хочет немедленно увести Адальджизу. Однако девушка, став невольной участницей разоблачения супружеской измены, отталкивает «неверного супруга».


Действие второе

Картина первая

Охваченная отчаянием Норма решила свести счеты с жизнью. Но судьба детей, которые станут сиротами, ставит ее перед тяжелым выбором: оставить их в живых и обречь на рабство в доме мачехи либо умертвить, освободив от унижения и невзгод. Норма склоняется над кроватью детей и, видя в них отпрысков Поллиона, заносит кинжал. Но чувство материнской любви одерживает верх над порывом малодушной мести.

Норма решает просить Адальджизу усыновить мальчиков и увезти вместе с Поллионом в Рим. Послав за Адальджизой, она переодевает детей в римскую одежду. Однако Адальджиза отвергает план Нормы, но не потому, что не хочет помочь несчастным детям, а потому, что сама не готова становиться женой изменника Поллиона. Девушка видит своей целью вернуть римлянина в семью. В измученной душе Нормы просыпается надежда.


Картина вторая

Друиды проверяют оружие для галльской армии – в решающий час оно должно быть готово к сражению. Появляется Оровезо. Он принес недобрые вести: отозванного Поллиона сменит присланный из столицы империи новый проконсул, который, возможно, будет хуже предыдущего. А боги по-прежнему предписывают галлам терпеть римское господство.


Картина третья

В храме друидов Норма предвкушает возвращение Адальджизы, но Клотильда, подруга главной героини, сообщает, что мольбы девушки не тронули сердце Поллиона. Потерпев неудачу, Адальджиза вернулась к друидессам, отказавшись бежать с Поллионом, однако римлянин поклялся похитить девушку, пусть даже из храма.

Гнев охватывает Норму, и она решает объявить Риму войну. Норма ударяет в священный бронзовый щит, созывая войско.

Со всех сторон сбегаются воины Галлии. Услышав наконец долгожданную радостную весть, они извлекают из хранилища реликвию – меч Бренна, галльского военачальника, одержавшего двести лет назад победу над римлянами.

Чтобы поход был удачным, нужно принести жертву. В это время воины приводят связанного Поллиона в храм. Его застали в запретном для римлян жилище жриц, куда он проник с целью выкрасть Адальджизу. Решено: проконсул и станет жертвой. Однако сердце не дает Норме нанести удар. Под предлогом допроса проконсула она остается с Поллионом наедине.

Норма предлагает Поллиону: он сохранит себе жизнь, если откажется от Адальджизы. Но римлянин предпочитает умереть.

Норма шантажирует его, угрожая убийством детей, а затем и Адальджизы. Однако Поллион просит убить его самого.

Созвав друидов и других галлов обратно в храм, Норма готовится объявить имя жрицы, которая вступила с проконсулом Рима в преступную связь. Поллион умоляет ее не делать этого, но услышав, что Норма называет себя, – испытывает глубочайшее потрясение.

Изумлены и галлы. Они не верят, что пророчица Ирминсуля, их верховная жрица, могла опуститься до плотской любви с врагом родины.

Норма просит друидов приготовить для нее казнь. Однако жрецы не верят в виновность Нормы, поскольку не получают от богов никакого подтверждения.

Норма признаётся во всем отцу, Оровезо, и просит проследить, чтобы дети вместе со своей воспитательницей Клотильдой благополучно уехали в Рим. В это время молния ударяет в близлежащую вершину горы. Просыпается вулкан, извергающий лаву.

Друиды принимают эту стихию за божественный гнев по отношению к предательнице Норме. Они спешно покидают храм, который вот-вот исчезнет под слоем пепла. Норма остается, но не одна. Поллиона поразило величие ее жертвенного подвига, и вновь вспыхнувшая в гордом сердце римлянина страсть подвигает Поллиона на смерть вместе с любимой женщиной.
Сергей Новиков, режиссер-постановщик


Главная героиня оперы Винченцо Беллини носит имя Норма. С итальянского языка оно переводится как «мерило», «эталон» – и в математическом, и в этическом смысле слова. При этом с точки зрения общественной морали поведение Нормы более чем предосудительно. Она нарушила сразу два закона: вступила в плотскую связь, будучи верховной жрицей друидов, и полюбила римлянина, хотя принадлежала к галльскому племени. Примирить любовь к родине, к мужчине и к сыновьям Норма сумеет лишь ценой собственной добровольной смерти.
Рассказывая о женщине эталонной красоты – и внешней, и внутренней, – Беллини и его постоянный либреттист Феличе Романи сотворили эталон итальянской романтической оперы в стиле бельканто. Написанная для примадонны Джудитты Пасты, партия Нормы стала сокровищем мирового сопранового репертуара. В ней Беллини сумел объединить мощный трагический накал, легкую, хрустальную колоратуру и теплую, вдохновенную кантилену. В роли кельтской жрицы в XIX веке блистала Мария Малибран; незабываемые образы Нормы в прошлом столетии создали Мария Каллас, Джоан Сазерленд, Монтсеррат Кабалье. Вершина партии и всей оперы – завораживающая ария Casta diva («Пречистая богиня»), обращенная к луне молитва о мире, с ее дивной, парящей в невесомости мелодией. Но слушать «Норму» стоит не только ради этого. Помимо титульной, Беллини создал в своей прославленной опере еще одну прекрасную сопрановую партию – юной жрицы Адальджизы. Дуэт Нормы и Адальджизы, двух подруг и соперниц, входит в число лучших ансамблей в истории оперного жанра. Третья вершина любовного треугольника – фигура римского проконсула Поллиона, тенора. Эта партия, уступающая по многоплановости двум женским образам «Нормы», требует неменьшего мастерства. Итак, успех «Нормы» в первую очередь определяется исполнителями трех ключевых ролей. Но беллиниевская melodramma tragico – это не только парад солистов. Огромное значение авторы придали хору. Хоровые сцены «Нормы» наполнены духом возвышенной античной трагедии, которая, несомненно, не могла не влиять на композитора-сицилийца.
«Melodie lunghe lunghe lunghe», – сказал о бесконечных беллиниевских мелодиях Верди. Вагнер, композитор совсем иного склада и иных художественных принципов, восхищался «Нормой» всю жизнь и считал, что на ее представлениях «не зазорно плакать». «Пение, пение и снова пение» – так он определил суть музыки Беллини. Насладиться ею Мариинский театр приглашает всех любителей бельканто: после серии концертных исполнений театр приступил в нынешнем сезоне к долгожданной сценической постановке беллиниевского шедевра. Христина Батюшина


Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)