Санкт-Петербург, Концертный зал

Майская ночь

опера в трех действиях

cпектакль сопровождается синхронными титрами на русском и английском языках

Исполнители

Дирижер – Павел Петренко
Голова – Андрей Серов
Левко – Илья Селиванов
Ганна – Анна Кикнадзе
Панночка-русалка – Елена Железнякова

Ансамбль солистов Академии молодых оперных певцов Мариинского театра

Авторы и постановщики

Музыка Николая Римского-Корсакова
Либретто композитора по одноименной повести Н.В. Гоголя

Режиссер-постановщик – Александр Маскалин
Художник-постановщик – Сергей Грачев
Художник по свету – Камиль Кутыев
Ответственный концертмейстер – Лариса Гергиева
Хормейстер – Павел Теплов
Хореограф – Дмитрий Корнеев

Краткое содержание

Первое действие
Ясный майский вечер. На улице украинского села парубки и девчата затеяли игру в «Просо». Стороной от них пробирается молодой казак Левко. Он спешит к своей возлюбленной Ганне. Ласковой песней вызывает он ее выйти хоть на миг из хаты. Крепко полюбилась парубку пригожая, черноокая дивчина, да и Левко люб Ганне.
Одна беда – Голова, отец Левко, заупрямился и ни за что не соглашается на брак сына. Смеркается. Вдали тихо плещется озеро. На берегу его мрачно чернеет старый, полуразвалившийся панский дом. Ганна слышала, что с этим домом связана страшная история. Пусть Левко расскажет ее. «Давно это было, – начинает Левко. – Жил сотник в том доме, красавица дочка была у него». Женился вдовец-сотник на молодой, а та невзлюбила падчерицу и заставила мужа прогнать ее из дому. С горя бросилась Панночка в озеро и стала Русалкой. Вместе с подругами схватила она мачеху и утащила злодейку на дно. Сотникова жена была ведьмой, обернулась она русалкой, и Панночка никак не может ее опознать. С той поры лунными ночами выходят русалки на берег. Увидят человека – заставляют отгадывать мачеху-ведьму.
Сгущаются сумерки. Поздно – Левко и Ганна расстаются. На опустевшую улицу выходят дивчата. Их песни прерывает появление пьяного казака Каленика. Он зол на Голову и что есть силы честит его. Сильно подвыпившему Каленику все нипочем: «Сам себе я голова», – беспрестанно твердит он. Одно лишь плохо: хмельной казак никак не может разыскать дороги домой. Со смехом и шутками направляют девушки Каленика к хате Головы.
Оказывается, пан Голова не беспричинно противился браку сына с Ганной. Воспользовавшись наступившей темнотой, старик прокрадывается к девушке и докучает ей своими любовными излияниями. С негодованием прогоняет Ганна седого и кривого Голову. Она все расскажет Левко. А Левко, уже и раньше подозревавший неладное, подкараулил Голову и вместе с приятелями решает хорошенько проучить его. Над притихшей деревней весело и задорно звучит сочиненная Левко песня про кривого Голову, у которого «в голове рассохлись клепки».

Второе действие
Первая картина. Голова и его Свояченица беседуют с уважаемым гостем – Винокуром. Он прибыл в деревню, чтобы на месте дома сотника поставить винокурню. Неожиданно вваливается пьяный Каленик. Он ведет себя в чужой хате как хозяин и с ожесточением ругает Голову. Возмущенный Голова хочет выгнать нахала, но вдруг со звоном разбивается оконное стекло, и в комнату влетает камень. Голова спешит на улицу и вскоре торжествующий возвращается назад. Он поймал злоумышленника, одетого в вывороченный тулуп. Это Левко. Улучив удобный момент, парубок гасит светильник и убегает. В наступившей темноте Голова ловит Свояченицу и вталкивает ее в чулан. Появляется Писарь. Он спешил к пану Голове, чтобы сообщить ему радостное известие: главный смутьян, поносивший в песне начальство, пойман и заперт в казенной хате. Голова уверен, что главаря поймал он сам. Чтобы доказать Писарю свою правоту, он открывает чулан и оттуда выбегает Свояченица, осыпающая ругательствами оторопевшего Голову. Не слушая его оправданий, она бросается на улицу и вскоре оттуда доносится ее крик о помощи. Голова не обращает на него никакого внимания. Вместе с Писарем, Винокуром и десятскими он спешит к казенной хате, чтобы примерно наказать арестованного хлопца.
Вторая картина. Голова, Писарь и Винокур охвачены суеверным страхом. Заглянув в замочную скважину, они обнаружили в казенной хате Свояченицу. Не иначе, как это сам сатана. Надо поджечь солому на крыше и огнем уничтожить нечистого. Напуганная Свояченица молит выпустить ее. Наконец, Писарь отваживается открыть дверь, и на Голову снова набрасывается разъяренная Свояченица.

Третье действие
Тихая майская ночь. Сиянием луны озарены озеро, полуразвалившийся барский дом, запущенный сад. С бандурой в руке входит Левко. С нежностью думает он о Ганне, желает, чтобы любимой пригрезился сладкий-сладкий сон – «долюшка счастливая со милым дружком».
Распахивается окно дома сотника. Появляется Панночка. Из озера на берег выходят русалки. Они водят хороводы, затевают игры. Левко выполняет просьбу Панночки – опознает злую мачеху, и русалки увлекают ведьму на дно озера.
Обрадованная Панночка вручает Левко записку для Головы и желает счастья с любимой.
Светает, всходит солнце. Появившиеся Голова, Писарь, Винокур и десятские кидаются к Левко, чтобы его связать. Парубок передает отцу записку. В ней – приказ комиссара женить Левко на Ганне. Радостна встреча влюбленных. Теперь ничто больше не мешает их счастью. Торжественно звучит величальная жениху и невесте:
Солнышку красному – слава!
Молодцу с девицей – слава!

О спектакле

Соавторы «Майской ночи» – фигуры равновеликие: Гоголь и Римский-Корсаков. Это поэтичное произведение создано молодыми: Гоголь написал свою «Майскую ночь» двадцатилетним юношей, а для Римского-Корсакова это всего лишь вторая по счету опера, и в день премьеры композитору еще не исполнилось тридцати шести.
Декабрьским вечером 1871 года счастливые, только что обручившиеся Николай Римский-Корсаков и Надежда Пургольд читали вслух «Вечера на хуторе близ Диканьки», дойдя и до особенно любимой «Майской ночи». Невесте «оперность» сюжета была очевидна с самого начала. Именно Надежда, через полгода ставшая уже женой композитора, не раз напоминала мужу о гоголевском сюжете. В 1877 году Римский-Корсаков, наконец, занялся им вплотную. Композитор подошел к «Майской ночи» основательно подготовленным. Позади – углубленные штудии контрапункта (преподавая студентам, молодой профессор Санкт-Петербургской консерватории интенсивно учился и сам), работа с партитурами Глинки, изучение, записи, обработки народных песен. Все это принесло плоды в «Майской ночи», написанной уже рукой мастера; здесь есть все, за что так любим Римский-Корсаков: богатая и тонкая оркестровая палитра, гибкая мелодика с узнаваемыми оборотами народных песен, отголоски древних языческих обрядов, изумительная пейзажность (чего стоит одна «Украинская ночь» перед третьим актом), юмор… Здесь впервые появляется и особый корсаковский женский тип – хрупкое, неземное, сказочно прекрасное создание – Панночка, за которой в свое время последуют Снегурочка, Царевна-Лебедь, Волхова…
«Майскую ночь» зрители впервые увидели именно в Мариинском театре в 1880 году. Нынешняя постановка – юбилейная, причем дважды: ее осуществили десять лет назад к двухсотлетию со дня рождения Гоголя, ныне она звучит в честь юбилея композитора. Красивая, камерная постановка Александра Маскалина верна оригиналу: режиссер не вступает в полемику с великими авторами, а создает для них удобное сценическое пространство. В спектакле задействованы исполнительские силы Академии молодых оперных певцов Мариинского театра. Партию Левко впервые будет исполнять Игорь Барбаков, дипломант ХI Международного конкурса оперных певцов имени Н.А. Римского-Корсакова, прошедшего в декабре прошлого года на родине композитора в Тихвине. Теноровая партия Левко – центральная партия оперы; это редкий для Римского-Корсакова (и не только) случай, когда в оперной любовной истории акцент поставлен на юношу, а не на девушку. Возможно, причина тому – переполненность авторами теми же чувствами, которые испытывает его герой. Ведь недаром опера посвящена любимой супруге композитора.
Христина Стрекаловская


Мировая премьера: 9 января, 1880 года, Мариинский театр, Санкт-Петербург
Премьера постановки: 2 апреля 2009 года, Концертный зал Мариинского театра, Санкт-Петербург

Продолжительность спектакля 2 часа 20 минут
Спектакль идет с  одним антрактом

Возрастная категория 12+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 28 июля 2012 г. N139-Ф3 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты Российской Федерации