Санкт-Петербург, Концертный зал

Шостакович. Рахманинов. Дворжак


ИСПОЛНИТЕЛИ:
Солисты:
Иван Сендецкий (виолончель)
Алексей Чернов (фортепиано)

Симфонический оркестр Мариинского театра
Дирижер – Пабло Эрас-Касадо


В ПРОГРАММЕ:
Дмитрий Шостакович
Концерт для виолончели с оркестром № 1 ми-бемоль мажор, соч. 107

Сергей Рахманинов
Концерт для фортепиано с оркестром № 3 ре минор, соч. 30

Антонин Дворжак
Симфония № 7 ре минор, соч. 70

О концерте

Виолончель – любимый инструмент Дмитрия Шостаковича (может быть, потому, что тембр виолончели так близок человеческому голосу). Уже в юношеском трио соч. 8 виолончель играет, если можно так выразиться, «первую скрипку». А сколько примеров соло виолончели в симфониях, операх и балетах Шостаковича!
«Первый виолончельный концерт был первым сочинением Шостаковича, написанным специально для меня, – вспоминал Мстислав Ростропович, – его вдохновила симфония-концерт Прокофьева. Он очень любил это сочинение и восхищался его деталями… Вот финал симфонии-концерта: виолончель, как под куполом цирка, вьется наверху, на самых верхних нотах. А потом литаврист одним ударом прекращает это безумие… И вот я вижу, что в конце шостаковического концерта семь ударов литавр!..» Виолончельный концерт Шостаковича, вдохновленный Прокофьевым, в свою очередь подвиг Бенджамина Бриттена на создание симфонии для виолончели и оркестра.
Концерт для виолончели с оркестром № 1 ми-бемоль мажор (1959), разделен надвое: после первого Allegretto три следующие части исполняются без перерыва. Главная тема первой части (краткое четырехзвучное motto, лейтмотив произведения) подвергается динамичному развитию. Побочная тема исполнена подлинно русской широты и силы. В лаконичной разработке большую роль играет валторна – второй солирующий инструмент.
Вторая часть (Moderato) выдержанна в характере сарабанды. Ее мелодические образы отличаются особенной напевностью. Третья часть (Cadenza. Moderato. Allegro non troppo) – страстный монолог виолончели, традиционная каденция, где солист демонстрирует свои виртуозные качества. Финал (Allegro con moto non troppo) в форме рондо завершает цикл решительной кодой, в которой утверждается мотив-motto первой части.
Первое исполнение концерта состоялось 4 октября 1959 года в Ленинграде. Оркестром Ленинградской филармонии дирижировал Евгений Мравинский, солировал Мстислав Ростропович. Партию валторны исполнял Виталий Буяновский.
Иосиф Райскин

Третий фортепианный концерт создан Сергеем Рахманиновым в годы, когда талант его окончательно высвободился из пут сомнений, самоограничений и внешних препятствий, полностью созрел и окреп. Начиная со Второго концерта (1901) новые яркие сочинения, часто не одно, а сразу несколько, появлялись каждый год. Такой феноменальной творческой активности не мешала даже интенсивная концертная и дирижерская деятельность Рахманинова. Третий концерт сочинен композитором летом 1909 года, в возрасте 36 лет. В его музыке отчетливо слышится не только зрелость мастера, но и какой-то новый размах, широта, свобода…
Премьера концерта состоялась во время американских гастролей 28 и 30 ноября 1909 года в Нью-Йорке. Русская премьера в исполнении автора прошла в Москве 4 апреля 1910 года. Концерт посвящен выдающемуся польскому пианисту Иосифу Гофману, с которым Рахманинов встречался во время его гастролей в России (позднее их знакомство продолжилось в США). Свое отношение к композитору Гофман ярче всего выразил в этой проникновенной эпитафии:
Рахманинов был создан из стали и золота:
Сталь в его руках, золото – в сердце.
Не могу без слез думать о нем.
Я не только преклонялся перед великим артистом,
Но любил в нем человека.

Третий концерт – одно из самых «русских» произведений композитора. Его часто называют «концертом-песней», «поэмой о родине». Музыкальное повествование, драматическое, с трагическими эпизодами, всегда лирически окрашенное, можно уподобить «борьбе света и тени». «Завоевание света» в финале – подлинный гимн радости, особенно резонансно прозвучавший в атмосфере России конца 1900-х годов. Загадкой и во многом предвестием будущего (не только «развязки» концерта, но и поздних сочинений композитора) звучит средняя часть, интермеццо – сфера личного, музыка, в которой причудливо сплелись настоящее и воспоминания о прошлом.
Владимир Горячих

Симфония № 7 Антонина Дворжака открывает триаду его последних симфоний. Хотя это сочинение не столь популярно, как последовавшие за ним Восьмая и Девятая симфонии, оно принадлежит к числу выдающихся достижений чешской и европейской музыкальной классики.
Летом 1884 года Дворжак был избран почетным членом Лондонского филармонического общества. В честь этого события ему предложили продирижировать в Лондоне исполнением новой симфонии. К тому времени в британской столице уже были с успехом исполнены Шестая симфония композитора и его оратория Stabat Mater. Неудивительно, что Дворжак охотно откликнулся на приглашение: для него это было прекрасной возможностью еще раз заявить о себе как о композиторе не только чешском, но и европейском.
Седьмая симфония по праву считается самой драматической среди всех симфоний Дворжака. Характер сочинения задает напряженная главная тема первой части, которую проводят низкие струнные на фоне выдержанного тона. Лирическая побочная тема звучит у деревянных духовых и на время вносит успокоение. В разработке разворачивается драматический конфликт, а в конце части напряжение угасает. Вторая часть начинается как просветленный хорал, но и в нее проникают тревожные мотивы. В третьей части Дворжак обращается к ритмическим формулам чешского народного танца – фурианта. В финале доминируют неустойчивые, беспокойные интонации, и лишь в последних тактах устанавливается мажор, который, однако, не снимает напряжения.
Владимир Хавров

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход