Санкт-Петербург, Концертный зал

Люка Дебарг (фортепиано)


Марафон лауреатов XV Международного конкурса им. П.И. Чайковского

ИСПОЛНИТЕЛИ:
Солист – Люка Дебарг (фортепиано), лауреат IV премии XV Международного конкурса им. П.И. Чайковского

Симфонический оркестр Мариинского театра
Дирижер – Валерий Гергиев 


В ПРОГРАММЕ:
Антон Брукнер
Симфония № 4 ми-бемоль мажор («Романтическая»), WAB 104

Ференц Лист
Концерт для фортепиано с оркестром № 2 ля мажор, S.125

Петр Чайковский
Музыка балета «Щелкунчик» (III акт)

О концерте

Великий австрийский симфонист Антон Брукнер обычно не комментировал содержание своих произведений и не прибегал к программным названиям. Лишь однажды он изменил этому правилу. Его Четвертая симфония (сочинена в 1874 году, впервые исполнена 20 февраля 1881 года в Вене под управлением Ганса Рихтера) носит название «Романтической». Скерцо симфонии автор именовал «Охотничьим», его трио – «Танцевальной мелодией на привале», а окончательный вариант финала – «Народным праздником». Существует даже программа первой части: «Средневековый город – предрассветные сумерки – с городских башен звучит утренняя побудка – ворота раскрываются – на гордых конях выезжают рыцари; волшебство леса охватывает их – шум леса – пение птиц – и так развертывается романтическая картина». Согласно ремарке в партитуре, в побочной теме первой части имитируется голос синицы. В программе легко узнаются образы опер Рихарда Вагнера, перед которым композитор преклонялся. Рыцари напоминают о «Лоэнгрине» и «Тангейзере», лесная романтика – о «Зигфриде». В протяженных мелодических линиях угадывается влияние вагнеровской «бесконечной мелодии», а гимническая первая часть написана в ми-бемоль мажоре – тональности начала «Золота Рейна».

Мало кто ребенком и молодым человеком исполнил на сцене так много фортепианных концертов, как Ференц Лист. Может быть, поэтому оба его собственных концерта так не похожи на сочинения предшественников. Лист справедливо полагал, что новое содержание требует новой формы. Он отказался от традиционной трехчастной структуры концерта, сделав его одночастным и приблизив к изобретенному им самим жанру «симфонической поэмы».
Концерт для фортепиано с оркестром № 2 ля мажор впервые прозвучал в Веймаре 7 января 1857 года. Автор находился за дирижерским пультом, а солировал Ганс Бронсар фон Шеллендорф, которому композитор посвятил концерт. В этом сочинении Лист выступил во всеоружии композиторской техники. Несколько музыкальных тем проходят через весь концерт, испытывая самые непредсказуемые превращения. Томительные, страстные и фантастические эпизоды виртуозно комбинируются, но главенствует в концерте героический стиль, унаследованный Листом от Бетховена, которого он знал лично и чью музыку всю жизнь исполнял. Рояль звучит сильно и мужественно. Ради мощного резонанса Лист почти постоянно прибегает к удвоениям в две, а то и в четыре октавы, тем самым требуя от пианистов изрядной выносливости.
Анна Булычёва

Пожалуй, ни одно другое сочинение Чайковского не пользуется сегодня такой популярностью, как «Щелкунчик». Эта музыка давно стала частью мировой музыкальной культуры – достаточно вспомнить, что в ХХ веке к ней обращались Уолт Дисней и Дюк Эллингтон.
В балетах Чайковского музыка – равноценный сценическому действию компонент, далеко не ограничивающийся простым сопровождением и созданием метрического ориентира для танцовщиков. «Балет – та же симфония», – говорил Чайковский, создавая двумя годами ранее «Спящую красавицу»; эту идею композитор развил и в «Щелкунчике». Самостоятельная жизнь музыки «Щелкунчика» началась почти за полгода до постановки спектакля. В марте 1892 года сюита из балета, составленная самим Чайковским, прозвучала в концерте и имела огромный успех у публики.
Музыка «Щелкунчика» – диалог с самыми разными эпохами и жанрами: изящная увертюра, помпезное шествие и старинный немецкий танец «Гросфатер» в первом действии напоминают о галантном веке; ночная сцена с битвой – несомненно, дань традиции немецкой романтической фантастики, подлинно гофманианская музыка. Наконец, страницы второго действия – взгляд в ХХ век.
Второе действие балета – огромный дивертисмент согласно либретто – представляло для Чайковского известную трудность, поскольку почти не имело отношения к гофмановскому сюжету (исчерпанному в первом действии). «Ощущаю полную неспособность воспроизвести музыкально Конфитюренбург», – признавался композитор в письме к брату Модесту. Однако решение было найдено, и именно музыка Чайковского стала тем фактором, который уравновесил неорганичность драматургии либретто.
Сцена прибытия в Конфитюренбург решена в почти импрессионистской манере: картину волшебного замка композитор создает исключительно тембровыми средствами (тремолирующие флейты, высокий регистр фагота, арпеджио струнных, челеста), до поры даже не используя рельефных тематических структур. В сюите танцев, следующей за этой сценой, Чайковский предстает мастером оркестрового письма, способным показать самые разные грани музыкальной выразительности: экзотику (арабский и китайский танцы), пасторальность («Танец пастушков»), иронию («Танец мамаши Жигонь»), таинственно-фантастический колорит («Танец феи Драже»; для исполнения этого номера Чайковский привез из Парижа новый музыкальный инструмент – челесту). Но в среднем разделе «Вальса цветов» прорываются трагические интонации, а кульминация знаменитого Adagio вызывает в памяти темы фатума из симфоний. Музыка напоминает о том, что «Щелкунчик» Чайковского – нечто большее, чем детская рождественская сказка, и вопрос ее финала, несмотря на торжествующий мажорный апофеоз, остается открытым.
© Мариинский театр, 2015/Владимир Хавров

Об исполнителях

Люке Дебаргу 24 года. В 11 лет начал обучаться игре на фортепиано. В 20 лет решил стать профессиональным музыкантом, оставив изучение литературы и искусства. Учился в Парижской высшей национальной консерватории музыки и танца в классе Жана Франсуа Эссе.
В настоящее время получает образование в Парижской высшей школе музыки им. А. Корто (класс Рены Шерешевской).
В 2014 году одержал победу на IX Международном фортепианном конкурсе Адилии Алиевой в Гайаре (Франция).
Значительное место в репертуаре пианиста занимает русская музыка, в частности сочинения Николая Метнера и Николая Рославца. Играет джаз в нескольких ансамблях Парижа.

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход