Санкт-Петербург, Концертный зал

Пьяццолла. Чайковский


ИСПОЛНИТЕЛИ:
Солист – Алексей Лукирский (скрипка)
Молодежный филармонический оркестр Мариинского театра
Дирижер – Антон Гаккель


В ПРОГРАММЕ:
Астор Пьяццолла
«Времена года в Буэнос-Айресе» (переложение для скрипки и струнного оркестра Леонида Десятникова)

Петр Чайковский
Серенада для струнного оркестра до мажор, соч. 48


Сюита Астора Пьяццоллы «Времена года в Буэнос-Айресе» сложилась по счастливому стечению обстоятельств. В 1965 году было написано «Лето в Буэнос-Айресе», для спектакля по пьесе Альберто Муньоса «Золотые волосы». В 1969–1970 годах Пьяццолла постепенно добавил «Осень», «Весну» и знаменитую «Зиму». Четыре времени года в южном полушарии опрокинуты: зима жаркая, лето холодноватое. Весна и осень выражены неярко, да и вообще аргентинские сезоны отличаются друг от друга не так сильно, как отличаются двенадцать месяцев в нашем климате – и в музыке Чайковского. Все же «Времена годы» Пьяццоллы у нас прижились, как родные. Эти танго, то меланхоличные, то агрессивные, полны романтики. В них есть герой, сильные эмоции и ощущение свободной импровизации – все, как в цыганской традиции. При этом у сочинений Пьяццоллы хороший «запас прочности», непростая композиторская техника, замешанная на классике и джазе. Пьяццолла написал эти танго для своего квинтета, а играют их самыми разными составами, но обычно лидерство за струнными инструментами.
В свое время стиль «новое танго» на родине композитора восприняли в штыки. Сегодня танго и бандонеон (разновидность гармони, с которой Пьяццолла объехал весь мир) стали символами Аргентины, потеснив гаучо, пончо и пампасы.
Анна Булычёва

Серенада для струнного оркестра до мажор (1880) Петра Чайковского принадлежит к числу известнейших произведений композитора. Сочиняя ее, Чайковский опирался на образцы XVIII века (сам он писал: «В первой части я заплатил дань моему поклонению Моцарту; это намеренное подражание его манере, и я был бы счастлив, если бы нашли, что я не слишком далек от взятого образца») и на опыт своих современников, из которых ему был особенно близок венгерский композитор Фридрих Роберт Фолькман.
В первой части присутствуют характерные черты инструментального письма начала XVIII столетия и моцартовской эпохи. Вторая часть – вальс – традиционный для серенады знак обращения к бытовому жанру (в XVIII веке это был менуэт). Элегия (третья часть) имеет отчетливо вокальную природу: аккомпанирующие голоса трактованы как хор, а основная напевная мелодия – это, конечно, романс; гениальная «песня без слов» в ряду других, созданных Чайковским. С еще одним типом бытовой музыки мы встречаемся в финале, тема которого – русская плясовая песня «Под яблонькой». Так, в шедевре гениального композитора слились традиции двух столетий отечественной и европейской музыки.
Надежда Кулыгина


Молодежный филармонический оркестр Мариинского театра создан в 1999 году по инициативе Валерия Гергиева в целях воспитания нового поколения артистов театра и совершенствования их исполнительского мастерства. С того времени и по сей день оркестр постоянно пополняется молодыми музыкантами.
Коллективом руководили такие мастера, как Джанандреа Нозеда, Альгирдас Паулавичюс и сам Валерий Гергиев, обеспечивая преемственность традиций и включая молодых исполнителей в слаженную систему театрального дела. Оркестром также дирижировали Владимир Фельцман, Франсуа Ксавье-Рот, Казухико Комацу, Дэниэл Смит, молодые дирижеры – ученики Ильи Мусина из России, США, Греции и Китая. Первое самостоятельное выступление оркестра состоялось в 1999 году в рамках фестиваля «Звезды белых ночей», когда при участии оркестра была исполнена опера «Свадьба Фигаро». В том же году прошел первый гастрольный тур Молодежного оркестра по городам Италии. В дальнейшем коллектив выступал в Финляндии, Германии и Японии.
В текущем сезоне в связи с открытием Мариинского-2 и необходимостью обеспечивать концертную деятельность трех площадок у оркестра появилась возможность чаще представлять публике свои собственные программы.
В декабре 2013 года оркестр был занят в серии спектаклей «Щелкунчик», а в марте и апреле дал несколько симфонических концертов в Концертном зале Мариинского театра.

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход