Санкт-Петербург, Концертный зал

Георг Фридрих Гендель. «Мессия»

Концертная версия Мариинского театра

К 100-летию со дня рождения Авенира Михайлова
Третий концерт 27-го абонемента
Авенир Васильевич Михайлов (1914-1983) – выдающийся русский хоровой дирижер, профессор, заведующий кафедрой хорового дирижирования Ленинградской консерватории, заслуженный деятель искусств РСФСР.
С 1950 по 1961 – главный хормейстер Кировского театра.


ИСПОЛНИТЕЛИ:
Оксана Шилова (сопрано)
Злата Булычёва (меццо-сопрано)
Дмитрий Воропаев (тенор)
Владимир Феляуэр (бас)

Солисты, хор и симфонический оркестр Мариинского театра
Дирижер – Андрей Петренко


Оратория «Мессия» не просто принадлежит к числу лучших произведений Георга Фридриха Генделя, но вот уже третье столетие считается его главным сочинением. Еще современники выделили ее среди других опусов немецкого мастера. Появившись на свет, когда интерес лондонцев к итальянским операм катастрофически падал, а интерес к английским ораториям стремительно рос, «Мессия» впервые прозвучал 13 апреля 1742 года в Дублине. В дальнейшем Гендель неоднократно исполнял ораторию в Лондоне, всякий раз совершенствуя сочинение. Дам просили не надевать широких юбок, а джентльменов – приходить без шпаг, иначе залы не вмещали всех желающих. Оратория не раз звучала с благотворительной целью в лондонском приюте для подкидышей (Foundling Hospital).
«Мессия» означает «Помазанник». Темой этой необычной оратории Гендель избрал историю Христа. Чарльз Дженненс составил ее либретто из фрагментов Ветхого и Нового завета – в нем нет ни одного слова не из Библии. Кроме того, в отличие от всех прочих ораторий Генделя в «Мессии» нет персонажей, произведение максимально далеко отстоит от оперы.
В первых же словах, звучащих после увертюры в речитативе тенора, говорится об утешении и об искуплении грехов человечества – Гендель открывает «Мессию» благой вестью. В первой части оратории рассказывается о событиях Рождества, и чем дальше, тем более пасторальный характер приобретает музыка. Композитор даже ввел небольшую инструментальную пьесу в народном духе под названием «Пифа», имитирующую музицирование библейских пастухов. Дуэт сопрано и альта в конце части посвящен образу Христа – доброго пастыря.
Вторая часть повествует о Страстях Господних, но Гендель очень быстро переходит к теме Воскресения и завершает часть грандиозным хором «Аллилуйя». В меньшей по масштабам третьей части говорится о победе над смертью и о вечной жизни. Гендель помещает здесь дуэт альта и тенора, вопрошающих «Смерть! Где твое жало? Ад! Где твоя победа?»
Оратория была написана Генделем всего за 23 дня. Несмотря на то, что композитор в это время находился в тяжелейших обстоятельствах, эти три недели он, видимо, провел очень счастливо. Вдохновение его не покидало. «Мессия» – удивительно гармоничное сочинение. Солисты, хор и оркестр пребывают в идеальном равновесии, Самое же удивительное в «Мессии» – исходящая от музыки позитивная энергия. Говорить о радости, не повторяясь и всякий раз находя новые краски – редкий дар.
Анна Булычева

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход