Санкт-Петербург, Концертный зал

Чайковский. Брамс

Уральский академический филармонический оркестр
Солист – Денис Мацуев (фортепиано)
Дирижер – Валерий Гергиев

Первый концерт 16-го абонемента

В программе:
Петр Чайковский. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром
Иоганнес Брамс. Симфония № 1

Первый фортепианный концерт Чайковского – одно из самых исполняемых сочинений этого жанра. Яркий лиризм и мелодическая выразительность привлекают к нему внимание публики, а богатство фортепианной фактуры – внимание исполнителей. Однако по достоинству концерт был оценен не сразу. В 1875 году, когда Чайковский показал сочинение своему другу и учителю Николаю Рубинштейну, тот отказался от исполнения концерта, сочтя его фактуру недостаточно «пианистичной». В дальнейшем концерт получил известность в редакции Александра Зилоти, в которой был значительно усилен виртуозный план сочинения. В наши дни с успехом исполняются обе редакции – ставшая традиционной «зилотиевская» и авторская, в которой виртуозность не затеняет необыкновенное мелодическое богатство и выразительность фактуры.

Чайковский посвятил концерт знаменитому немецкому пианисту Гансу фон Бюлову, который впервые исполнил его 25 октября 1875 года в Бостоне. Дальнейшие выступления Бюлова в Нью-Йорке и Филадельфии прошли с нарастающим успехом. Спустя два месяца после мировой премьеры, 3<декабря 1875 года в Москве концерт исполнил Сергей Танеев. Он же в одном из писем назвал его первым русским фортепианным концертом, что соответствовало действительности. Именно это произведение стало первым классическим образцом фортепианного концерта в русской музыке. Он часто звучит в концертах как в России, так и за рубежом, а с 1958 года входит в обязательную программу финального тура Международного конкурса им. П. И. Чайковского в Москве.

 

Иоганнес Брамс, уже будучи зрелым композитором, очень долго не решался приступить к созданию симфонии. Он знал, что его будут сравнивать с предшественниками и, в первую очередь, с Бетховеном: «Вы не представляете, каково это слышать позади себя шаги такого гиганта!» Однако, благодаря настойчивым увещеваниям Роберта Шумана, в 1854 году Брамс сделал несколько симфонических эскизов. Затем работа была отложена, и только через 8 лет, в 1862 году, композитор смог сыграть первую часть вдове Шумана и своему близкому другу Кларе Шуман.

Всего Брамс работал над Первой симфонией до минор более 15 лет. Летом 1876 года симфония была завершена, и Брамс поставил на партитуре свою подпись и дату. Премьера прошла в Карлсруэ в ноябре с хорошим, хотя и не ошеломляющим успехом.

Тень Бетховена все же встревожила композитора, хотя сравнение с ним никак не затмило славы Брамса. Современники заметили сильное сходство между темами финалов симфонии Брамса и Девятой симфонии Бетховена и использование ритма «судьбы» из Пятой Бетховена. А дирижер Ганс фон Бюлов и вовсе назвал произведение «Десятой симфонией Бетховена».

На самом деле сходство с симфониями великого классика не так велико: напряженный драматизм и смятение, передаваемые музыкой первой части звучат уже не по-бетховенски: здесь чувствуется почерк романтика, способного полностью отдаваться власти чувств. А тема финала – та самая, которую сравнивают с главной темой финала Девятой Бетховена, могла быть написана только Брамсом: об этом говорит и благородная патетика и тонкий, чуть заметный налет рефлексии, который порой окрашивает даже самые «действенные» темы Брамса.

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход