Лолита

опера Родиона Щедрина
Сопровождается синхронными титрами на русском и английском языках

УЗНАТЬ ОБ ОПЕРЕ БОЛЬШЕ

Авторы и постановщики

Музыка и либретто Родиона Щедрина по одноименному роману Владимира Набокова

Музыкальный руководитель – Валерий Гергиев
Дирижер – Сергей Неллер
Режиссер-постановщик – Слава Даубнерова
Художник-постановщик – Борис Кудличка
Художник по костюмам – Наталия Китамикадо
Художник по свету – Даниэл Тесарж
Художники по видео – Якуб Гуляс, Доминик Жижка
Ответственный концертмейстер – Ирина Соболева
Хормейстер – Павел Теплов

Краткое содержание

Гумберт Гумберт, тридцатисемилетний европейский интеллектуал и литературовед, испытывает влечение к девочкам. Снимая жилье в маленьком американском городке, он знакомится с дочерью своей хозяйки Шарлотты Гейз, двенадцатилетней Долорес – Лолитой. Сильнейшая страсть к девочке-подростку завладевает им; чтобы быть ближе к Лолите, Гумберт женится на ее матери. Дневник Гумберта с описанием его переживаний попадает в руки Шарлотты; потрясенная, она выскакивает из дома и гибнет под колесами машины. Опека над девочкой переходит к новоиспеченному вдовцу, и под прикрытием заботы о падчерице Гумберт пускается с ней в длительное автомобильное путешествие по Америке. Сблизившись с Лолитой, Гумберт угрозами и подарками удерживает ее при себе. Улучив момент, Лолита сбегает к популярному драматургу Клэру Куильти, который заставляет ее сниматься в порнографических фильмах. Гумберт пытается разыскать Лолиту, но безуспешно. Через три года он получает письмо от повзрослевшей падчерицы с просьбой о деньгах: она замужем, беременна и в долгах. Гумберт приезжает к Лолите в надежде вернуть ее, но получает отказ. Узнав, что Лолиту украл Куильти, Гумберт разыскивает своего врага и убивает его. За развращение несовершеннолетней и убийство преступник должен предстать перед судом. В ожидании разбирательства «светлокожий вдовец» пишет свою исповедь, однако, так и не дождавшись суда, умирает от сердечного приступа. Родив мертвую девочку, умирает и Лолита.

О спектакле

С появлением «Лолиты» коллекция исполняемых в Мариинском театре опер Щедрина обретает полноту: здесь идут все оперы мастера. Написанная в 1992 году grand opera (определение автора) «Лолита» ставилась четырежды: мировая премьера прошла в Стокгольме (1994), потом оперу увидели в Перми (2003), в 2011-м – в немецком Висбадене, в прошлом году  – в Национальном театре в Праге. Последняя постановка и переселяется на петербургскую сцену. «Пражская постановка – самая удачная, “слышащая” мою партитуру,  – считает композитор, – и также наиболее близкая к книге Набокова, поскольку, помимо сюжетности (которая, конечно, сохранена), там найдена интересная интонация, сочетающая трагичность и нежность. Сам Набоков называл “Лолиту” патетической книгой и скорбел, что критики не уловили ту нежность, которой она переполнена. Это колдовской текст, в восприятии которого нельзя ограничиваться одной лишь фабулой. Если цепляться за фабулу, то и многие романы Достоевского – это просто судебные хроники или детективы… Главное – как это сделано, что вокруг. В этом и заключается искусство. Постановка в Праге осуществлялась именно с этих художественных позиций, а не для того, чтобы взять и пересказать этот якобы эротический сюжет. Поэтому там я вижу и чувствую бережное отношение к трагическим судьбам героев».

Пелагея Куренная, певшая заглавную партию в Праге, добавляет: «”Лолита” не похожа ни на “Рождественскую сказку”, ни на “Левшу”, пусть даже временами я слышу какие-то его отголоски. Это совершенно другой стиль, напоминающий триллер с элементами мистики, с романтическими моментами. В самом начале оперы, на словах Гумберта “Лолита, грех мой, бедная, замученная девочка”, аккорды звучат, как уколы в сердце; я слушаю их с содроганием… Опера поставлена потрясающим режиссером. Слава Даубнерова поместила в центр сцены вращающуюся конструкцию, так что картины плавно переходят одна в другую. Используется приглушенный свет, софиты направлены на главных героев, все вокруг оказывается в таинственном тумане; получилась как бы 3D-опера. Лолиту Слава видит как угловатую, но милую девочку-пацанку. Для нее все начинается с игры, ведь у нее не было отца, ей лишь нужно было внимание нового человека. Лолита в первом акте и во втором – это две разные музыки. Сначала это бегающая, прыгающая резвушка; во втором акте у нее меняется голос, добавляется лирика, кантилена, а в самом конце оперы – боль. Родион Константинович создал музыкально совершенно разных персонажей. У каждого – свой характерный мелос: у Куильти, у Шарлотты, Гумберта, Лолиты… Не отступив от романа, композитор перенес его в оперный жанр настолько талантливо, что ничего лучшего невозможно себе представить».

Музыкальные материалы предоставлены SCHOTT MUSIC GmbH & Co, Mainz (Германия)


Премьера постановки состоялась на сцене Пражского Национального театра в 2019 году
Мировая премьера: 14 декабря 1994 года, Королевская опера, Стокгольм (на шведском языке)
Премьера постановки: 3 октября 2019 года, Национальный театр, Прага
Премьера в Мариинском театре: 13 февраля 2020 года, Санкт-Петербург

Продолжительность спектакля 2 часа 55 минут
Спектакль идет с одним антрактом

Администрация театра просит принять во внимание, что зрители до 18 лет в зал допущены не будут

Возрастная категория: 18+
Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход

Администрация театра просит принять во внимание, что зрители до 18 лет в зал допущены не будут.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)