Партии готовят:
Дон Карлос – Ариунбаатар Ганбаатар, Анатолий Михайлов, Вячеслав Васильев, Владимир Мороз
Дон Руи Гомес ди Сильва – Мирослав Молчанов, Яков Стрижак, Глеб Перязев, Магеррам Гусейнов
Эрнани – Нажмиддин Мавлянов, Александр Михайлов, Ярамир Низамутдинов, Роман Широких, Роман Арндт, Гамид Абдулов
Эльвира – Динара Алиева, Диана Казанлиева, Гелена Гаскарова, Оксана Шилова, Екатерина Санникова
Премьера постановки: 4 июля 2025 года
Как во всякой романтической опере, в «Эрнани» все начинается с любви. Классический любовный треугольник – сопрано и тенор против баритона – здесь усложнен четвертой стороной, басом. В борьбу за прекрасную девушку вступают разбойник, король и старик. Эту разномастную компанию объединяют аристократическое происхождение и горячая кровь. Не менее (если не более), чем любовь, их волнует честь. Слово onor – «честь» – звучит со сцены четырнадцать раз, и еще четыре раза – disonor, «бесчестье». Закон чести в этой истории сродни закону рока, он всемогущ и бесчеловечен; недаром Верди сделал одной из немногих лейттем оперы типично романтическую тему фатума. Потеря чести в такой системе координат равна социальной смерти; если восстановление чести потребует физической смерти, герой положит и любовь, и саму жизнь на этот алтарь. Месть за бесчестье должна быть кровавой; персонажи то и дело хватаются за клинок, мужчины грозят заколоть друг друга, девушка – зарезаться в момент венчания, титульный герой погибает от собственной руки – хотя и против собственной воли. Сюжет оперы, основанный на драме Виктора Гюго (1830), – настоящий подарок для сценографа: действие происходит то в ущелье Арагонских гор, то в старинных испанских замках, то под сводами Аахенского собора. И все это – в 1519 году, во времена «золотого века» Испании. Это был именно тот материал, который позволил композитору закрепить успех «Набукко» (1842) и «Ломбардцев» (1843) и «перешагнуть» границы Италии. Поставленный в 1844 году в Венеции, «Эрнани» оставался одной из самых репертуарных вердиевских опер на протяжении всего XIX века. Сегодня пятую оперу Верди инсценируют нечасто, хотя музыка из нее регулярно звучит в концертных залах и на вокальных конкурсах. Великолепные арии, ансамбли и хоры из «Эрнани» мало уступают зрелым сочинениям маэстро. Эстетика бельканто сочетается в них с характерным для тридцатилетнего Верди драматизмом. Обаяние «Эрнани» – в красоте мелодий, в упругой танцевальной и маршевой подоплеке, в мощи и тембральной яркости оркестрового сопровождения, в эскалациях темпа, безотказно подводящих к взрыву оваций в конце каждой сцены.
Поэт-интеллектуал Уистен Хью Оден однажды тонко подметил: сколь бы ни страдала какая-нибудь оперная героиня, «мы ничуть не сомневаемся, что и мы, и она прекрасно проводим время». Примерно такое чувство рождает и «Эрнани», невзирая на заклинания sangue, sangue, vendetta, vendetta, доносящиеся со сцены. Появление вердиевской «оперы плаща и шпаги» на афише Мариинского театра дает повод прекрасно провести время всякому поклоннику оперного искусства. Христина Батюшина
Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.
Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)