Партии готовят:
Норма – Альбина Шагимуратова, Мария Баянкина, Ирина Чурилова, Инара Козловская, Анжелика Минасова, Екатерина Санникова, Екатерина Савинкова
Адальджиза – Екатерина Лукаш, Зинаида Царенко, Диана Казанлиева, Дарья Рябоконь, Ирина Шишкова, Дарья Терещенко, Дарья Росицкая
Поллион – Сергей Скороходов, Игорь Морозов, Александр Михайлов, Роман Широких, Ярамир Низамутдинов
Оровезо – Михаил Петренко, Юрий Воробьёв, Мирослав Молчанов, Магеррам Гусейнов, Глеб Перязев
Клотильда – Варвара Соловьёва, Майрам Соколова
Флавий – Олег Балашов, Савва Хастаев, Михаил Макаров
Мировая премьера: 26 декабря 1831 года, театр Ла Скала, Милан
Премьера в Большом (Каменном) театре: 8 ноября 1843 года, Императорская итальянская оперная труппа
Премьера в Мариинском театре: 13 ноября 1861 года
Премьера постановки: 22 мая 2025 года
Главная героиня оперы Винченцо Беллини носит имя Норма. С итальянского языка оно переводится как «мерило», «эталон» – и в математическом, и в этическом смысле слова. При этом с точки зрения общественной морали поведение Нормы более чем предосудительно. Она нарушила сразу два закона: вступила в плотскую связь, будучи верховной жрицей друидов, и полюбила римлянина, хотя принадлежала к галльскому племени. Примирить любовь к родине, к мужчине и к сыновьям Норма сумеет лишь ценой собственной добровольной смерти.
Рассказывая о женщине эталонной красоты – и внешней, и внутренней, – Беллини и его постоянный либреттист Феличе Романи сотворили эталон итальянской романтической оперы в стиле бельканто. Написанная для примадонны Джудитты Пасты, партия Нормы стала сокровищем мирового сопранового репертуара. В ней Беллини сумел объединить мощный трагический накал, легкую, хрустальную колоратуру и теплую, вдохновенную кантилену. В роли кельтской жрицы в XIX веке блистала Мария Малибран; незабываемые образы Нормы в прошлом столетии создали Мария Каллас, Джоан Сазерленд, Монтсеррат Кабалье. Вершина партии и всей оперы – завораживающая ария Casta diva («Пречистая богиня»), обращенная к луне молитва о мире, с ее дивной, парящей в невесомости мелодией. Но слушать «Норму» стоит не только ради этого. Помимо титульной, Беллини создал в своей прославленной опере еще одну прекрасную сопрановую партию – юной жрицы Адальджизы. Дуэт Нормы и Адальджизы, двух подруг и соперниц, входит в число лучших ансамблей в истории оперного жанра. Третья вершина любовного треугольника – фигура римского проконсула Поллиона, тенора. Эта партия, уступающая по многоплановости двум женским образам «Нормы», требует неменьшего мастерства. Итак, успех «Нормы» в первую очередь определяется исполнителями трех ключевых ролей. Но беллиниевская melodramma tragico – это не только парад солистов. Огромное значение авторы придали хору. Хоровые сцены «Нормы» наполнены духом возвышенной античной трагедии, которая, несомненно, не могла не влиять на композитора-сицилийца.
«Melodie lunghe lunghe lunghe», – сказал о бесконечных беллиниевских мелодиях Верди. Вагнер, композитор совсем иного склада и иных художественных принципов, восхищался «Нормой» всю жизнь и считал, что на ее представлениях «не зазорно плакать». «Пение, пение и снова пение» – так он определил суть музыки Беллини. Насладиться ею Мариинский театр приглашает всех любителей бельканто: после серии концертных исполнений театр приступил в нынешнем сезоне к долгожданной сценической постановке беллиниевского шедевра. Христина Батюшина
Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.
Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)