Санкт-Петербург, Мариинский-2

Аида

ПРЕМЬЕРА


опера Джузеппе Верди

Исполняется на итальянском языке (сопровождается синхронными титрами на русском и английском языках)
 

Исполнители

Мировая премьера: 24 декабря 1871 года, Хедивская опера, Каир
Премьера в Большом (Каменном) театре: 19 ноября 1875 года, Императорская итальянская оперная труппа
Премьера в Мариинском театре: 1 апреля 1877 года, Императорская русская оперная труппа (на русском языке, перевод Григория Лишина)
Премьера постановки: 7 февраля 2025 года


Продолжительность спектакля 3 часа 45 минут
Спектакль идет с одним антрактом

Возрастная категория 12+

Авторы и постановщики

Музыка Джузеппе Верди
Либретто Антонио Гисланцони по сценарию Огюста Мариета

Музыкальный руководитель – Валерий Гергиев
Режиссер – Джанкарло дель Монако
Художник по декорациям – Антонио Ромеро
Художник по костюмам – Габриела Салаверри
Хореограф – Эмиль Фаски
Художник по свету – Евгений Подъездников
Художник по видео – Дмитрий Иванченко
Хормейстер – Константин Рылов
Ответственный концертмейстер – Юрий Кокко

Краткое содержание

Действие происходит в Мемфисе и Фивах во времена могущества фараонов.

Действие первое
Картина первая. Во дворце фараона в Мемфисе получена весть о нашествии эфиопов. Верховный жрец Рамфис обращается к покровительнице Египта Исиде с мольбой назвать имя полководца-победителя. Начальник дворцовой стражи Радамес мечтает о том, что станет избранником Исиды и, что, возглавив войска, одержит победу и в награду потребует освобождения своей возлюбленной – пленницы фараона Аиды.
Амнерис, дочь фараона, тайно влюблена в Радамеса. Увидев юношу в сильном волнении, она начинает догадываться о его любви к рабыне. Смущение Аиды усиливает подозрения Амнерис.
Зал во дворце фараона. Прибывает гонец с тревожной вестью: эфиопы во главе со своим царем Амонасро перешли границы Египта. Фараону сообщают волю богов: египетские войска поведет Радамес. Его благословляют на битву.
Аида в смятении. В ее душе происходит мучительная борьба между любовью к Радамесу и страхом за отца – эфиопского царя Амонасро.
Картина вторая. Храм в Мемфисе. Здесь проходит торжественный обряд посвящения Радамеса. Верховный жрец Рамфис передает ему священный меч и просит богов ниспослать победу войскам Египта.

Действие второе
Картина первая. Покои Амнерис. Дочь фараона ждет возвращения Радамеса, одержавшего победу над эфиопами. Она любой ценой желает выведать правду о чувствах Аиды. Амнерис говорит рабыне о гибели Радамеса. Аида не может скрыть отчаяния. Но Радамес жив, и Аида любит его – теперь Амнерис знает это. Она требует, чтобы рабыня отреклась от своей любви.
Картина вторая. На площади в Фивах все готово к встрече победителей. Перед фараоном проходят пленные эфиопы, среди них Амонасро. Он предупреждает бросившуюся к нему дочь, чтобы та не называла его имени и сана. Дабы отвести подозрения, Амонасро выдает себя за военачальника и говорит, что царь эфиопов погиб в бою.
Радамес просит в награду за победу вернуть пленным свободу. По совету жреца фараон оставляет Аиду и ее отца заложниками, даруя остальным свободу, а Радамесу в награду отдает в жены свою дочь.

Действие третье
Берег Нила, ночь. Готовясь к бракосочетанию, Амнерис направляется в храм Исиды. Аида ждет своего возлюбленного, чтобы проститься с ним навеки. Появляется Амонасро. Узнав о любви дочери к Радамесу, он требует, чтобы Аида выведала, какой дорогой тот поведет войска против эфиопов. Амонасро напоминает Аиде, что она дочь царя, а не покорная рабыня. Измученная душевной борьбой Аида соглашается исполнить требование отца.
Приходит Радамес. Аида предлагает возлюбленному бежать в Эфиопию, только там они смогут быть счастливы. Девушке удается узнать дорогу, по которой пойдут войска. Амонасро слышит разговор Аиды и Радамеса. Он торжествует: теперь победа обеспечена. Радамес понимает, что совершил предательство, и отдает себя в руки жрецов. Аида и Амонасро скрываются.

Действие четвертое
Картина первая. В подземелье готовится суд над Радамесом. Амнерис умоляет возлюбленного покаяться и обещает ему свободу, богатство, трон – всё, лишь бы он забыл Аиду. Но Радамес непреклонен. Ради любви он пожертвовал честью, предал родину и готов понести наказание. Верховный жрец Рамфис выносит приговор: за измену Радамес будет погребен заживо. Амнерис в отчаянии проклинает бесчеловечность жрецов.
Картина вторая. Аида проникла в подземелье храма, чтобы разделить с любимым его судьбу. Из храма доносится пение жрецов. В глубокой тоске склоняется Амнерис над камнем, скрывающим вход в подземелье, и молит богов о душевном покое.


«Аида» – это большая опера, гранд-опера (подобно, к примеру, «Гугенотам» Мейербера), и одновременно лирико-психологическая драма. Как и во многих других произведениях Верди, психологические проблемы героев сталкиваются здесь с крупными политическими проблемами. В центре «Аиды» – любовный треугольник и большая война. Меня утомили типичные постановки: все эти груды песка, разноцветные иероглифы, слоны, верблюды… С другой стороны, мне не хотелось ставить «Аиду» так, как ее сейчас ставят, скажем, в Германии или как поставили в Ковент-Гардене – с прямыми отсылками к современным военным конфликтам. Я хотел поставить ее по-новому, необычно, но в рамках того, что содержится в самом произведении Верди, с уважением к нему.
В длинной истории Египта мы нашли очень интересный период, когда он был завоеван Суданом и там появились чернокожие фараоны. Это потом египетскими царями становятся выходцы из Греции. А наш исторический период ограничен восьмьюдесятью годами. У нас фараон черный, вся сценография черная, масса очень красивого, разнообразного черного цвета. Идея этого черного сияния возникла благодаря археологическим находкам: было обнаружено множество статуй фараонов, изготовленных из черного вулканического камня. Сцена станет выглядеть так, словно она покрыта вулканической пылью и песком, среди которого будут поблескивать кристаллические «стеклышки», ведь, как известно, в производстве стекла используется песок.
Оперу я знаю досконально, ноту за нотой, слово за словом, каждый нюанс, каждый динамический оттенок в партитуре. Самое интересное в ней для меня – это мгновенные переходы от личной драмы к международной политике. Чтобы не прерывать поток событий, мы уменьшили число антрактов. Декорации на колесах позволяют менять их очень быстро, как в кинематографе. Наши костюмы не скопированы точь-в-точь с древнеегипетских рисунков, это скорее наша интерпретация древнеегипетской иконографии. Черного грима у нас не планируется. Солдаты во время триумфального шествия предстанут в золотых масках, грим главной героини будет оливковым.
«Аида» впервые была поставлена в относительно маленьком театре в Каире, потом, на рубеже XIX–XX веков, ее исполняли в европейских театрах, тоже не очень крупных. Но задумана она была как грандиозная опера, у нее нет внутренних лимитов. У нас сто сорок артистов хора! В финале второго акта у нас участвуют триста человек, это ведь триумфальный марш, триумф! Здесь нельзя ограничиться каким-то маленьким шествием. На постановку этой сцены меня вдохновил Парад Победы на Красной площади в 1945 году. Я был потрясен этим зрелищем, тем, как советские солдаты бросали нацистские знамена. Триумф – всегда чья-то победа и чье-то поражение.
Мы используем все технические возможности, которые предоставляет новая сцена Мариинского театра, и надеемся, что постановка понравится зрителям. Джанкарло дель Монако, режиссер


11 февраля 2025
Аида
16 февраля 2025
18 февраля 2025
19 февраля 2025
20 февраля 2025
27 февраля 2025
28 февраля 2025
Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)