Санкт-Петербург, Мариинский-2

Золотой петушок


опера Николая Римского-Корсакова

Спектакль сопровождается синхронными титрами на русском и английском языках
 

Исполнители

Царь Додон – Вадим Кравец
Звездочет – Станислав Леонтьев
Шемаханская царица – Антонина Весенина
Ключница Амелфа – Анна Кикнадзе
Золотой петушок – Кира Логинова
Воевода Полкан – Денис Беганский
Царевич Гвидон – Александр Трофимов
Царевич Афрон – Ярослав Петряник

Мировая премьера: 24 сентября 1909 года, Оперный театр Зимина на сцене театра Солодовникова, Москва
Премьера в Государственном Мариинском театре: 14 февраля 1919 года
Премьера постановки: 25 декабря 2014 года


Продолжительность спектакля 3 часа
Спектакль идет с двумя антрактами

Возрастная категория 6+

Авторы и постановщики

Музыка Николая Римского-Корсакова
Либретто Владимира Бельского по сказке Александра Пушкина

Музыкальный руководитель – Валерий Гергиев
Режиссер-постановщик, художник по костюмам – Анна Матисон
Художники-постановщики – Анна Матисон, Сергей Новиков
Художник по свету – Александр Сиваев
Художник-видеографик – Кирилл Маловичко
Главный хормейстер – Константин Рылов
Ответственный концертмейстер – Лариса Гергиева
Хореограф – Максим Петров

Краткое содержание

Введение
Звездочет обращается к зрителям:
Здесь пред вами старой сказки
Оживут смешные маски.
Сказка ложь, да в ней намек,
Добрым молодцам урок.

За его спиной – толпа; народ теснится под башней, на которой стоит часовой. Жест Звездочета – и сцена превращается в царство Додона.

Действие первое
Во дворце идет заседание боярской думы. Царь обращается к боярам за советом, как уберечь царство от нападения врагов. Старший царевич предлагает отвести рать от границы и поставить вокруг столицы. Бояре и царь шумно его одобряют. Однако старый воевода Полкан сомневается в правильности такого решения. Младший сын предлагает распустить войско, а когда появится недруг – набрать заново. Додон в восторге, но Полкан отвергает и это предложение. Дума не знает, на что решиться. Тогда бояре предлагают погадать – на бобах или на квасной гуще. Появляется Звездочет. Он дарит Додону волшебного Золотого петушка, который всегда будет предупреждать об опасности. Царь обещает Звездочету любую награду:
Волю первую твою
Я исполню как свою.

Звездочет уходит. Народ собирается под башней, на которой вместо часового уже восседает Золотой петушок. Успокоенный Додон ложится спать. Золотой петушок посылает ему сонное видение – чудо-девицу. Вдруг тишину нарушает крик петушка: «Берегись, будь начеку!» Шум и суета. Царь снаряжает войско, возглавляемое сыновьями, а сам вновь ложится спать и вновь видит во сне красавицу. Петушок опять предупреждает об опасности. Додон, собрав войско из немощных стариков, вместе с Полканом отправляется в поход.

Действие второе
Ночь. На дне узкого ущелья, куда спустилась рать Додона, царь с ужасом видит мертвых сыновей: они вонзили друг в друга мечи.
Начинает светать, и перед Додоном предстает пестрый шатер. Из шатра появляется красавица, оказавшаяся Шемаханской царицей, и песней встречает восходящее солнце. Хитрыми уловками она обольщает Додона, который предлагает царице стать его женой. Красавица соглашается.
Переодевшись и переодев покорного Додона в восточные одежды, вместе с остатками Додонова войска и своей свитой царица направляется в столицу.

Действие третье
В столице тревожно. Петушок странно замолк, нависла туча. Все охвачены страхом. Вдруг Золотой петушок настораживается: приближается Додон. Перед ошеломленным народом проходит вереница невиданных чудищ, это свита коварной Шемаханской царицы. А вот и она сама вместе с царем Додоном, которого народ узнаёт с трудом.
Появляется Звездочет. Он напоминает царю о данном обещании и просит подарить ему Шемаханскую царицу. Додон пытается образумить старого Звездочета, но тот упорствует. В ярости Додон ударяет его посохом по лбу, и Звездочет падает. Под злорадное хихиканье царицы петушок клюет царя в темя. Раздается удар грома. В огне и клубах дыма исчезает все царство Додона.

Заключение
Когда дым рассеивается, видны все та же башня, растерянный народ и валяющаяся корона. Звездочет не умер: маг бессмертен. Он завершает начатую им сказку:
Вот чем кончилася сказка,
Но кровавая развязка,
Сколь ни тягостна она,
Волновать вас не должна.

За его спиной вокруг башни толпится народ. Но на башне нет ни часового, ни петушка, ни царя…


Из названия оперы Римского-Корсакова «Золотой петушок» неслучайно исчезло пушкинское слово «сказка»: это не сказка, а беспощадный музыкально-театральный памфлет. Русско-японская война, революция 1905 года, студенческие волнения, конфронтация композитора-профессора с властью – вот историко-биографический фон, на котором создавалась корсаковская «небылица в лицах». Сочиненный в 1907 году «Золотой петушок» стал последним оперным сочинением Римского-Корсакова и вообще всей дореволюционной отечественной композиторской школы – той самой школы, что когда-то заявила о себе патриотической «Жизнью за царя». Свои намерения Корсаков сформулировал в знаменитой фразе: «Додона надеюсь осрамить окончательно». Это значит – еще сильнее, еще жестче, чем в оригинальной сказке Пушкина, переработанной Владимиром Бельским в оперное либретто. В «Золотом петушке» высмеивается не только царь – «раб телом и душою», – но и все государственное устройство России в целом, включая Думу, армию, внешнюю и внутреннюю политику страны. Холопствующий народ в царстве Додона существует исключительно ради своего хозяина: «Без тебя бы мы не знали, для чего б существовали; для тебя мы родились и семьей обзавелись». Ни одного достойного человека во власти нет, государство уничтожает само себя, будущее страны непонятно: такой вывод делают авторы оперы.
Специфика содержания определила и музыку «Золотого петушка», которую академик Асафьев назвал «ослепительной мозаикой драгоценных звукосочетаний». Лишенное психологизма, характерного для романтической оперы, произведение вовсе не лишено эмоций, причем главная из них остается за пределами партитуры: это злость и горечь композитора. Абсурдность происходящего выражена в пародийной музыке; даже самый неподготовленный слушатель легко узнает и «Чижика-пыжика», и «Светит месяц», а более опытный заметит многочисленные аллюзии на композиторов «Могучей кучки» (в том числе на самого Корсакова), на Глазунова, на европейский музыкальный декаданс и другие проявления «чужого слова». Подводя итоги собственного творческого пути, Римский-Корсаков в последнем своем сочинении вдруг оказывается композитором ХХ века, созвучным Стравинскому и Скрябину. По-вагнеровски сквозная музыкальная драматургия «Золотого петушка» совершенна в ее чеканной стройности: триаде Петушок – Звездочет – Шемаханская царица с их чародейной музыкой противостоит Додоново царство с его музыкальными бытовизмами; впрочем, в эпилоге все переворачивается и нам заявляют, что живыми лицами были только Звездочет да Царица, а все остальные – «бред, мечта». Действительно, от карикатурных героев нельзя ждать объема, они подобны двухмерным лубочным фигуркам. Зато оркестровая палитра «Петушка» – отнюдь не плоская: феерически многокрасочная, то огненная, плакатная, то изысканно-импрессионистская.
Ослепительной яркостью отличается и спектакль Анны Матисон, которая поставила «Золотого петушка» в Мариинском театре в 2014 году. Лубок заменен здесь современной версией масскульта – глянцем. В этом контексте темнокосая восточная красавица естественно превращается в блондинку в красном платье. В ответ на реплику «могучему Додону тяжело носить корону» Матисон водружает на головы высокопоставленных героев огромные золотые купола. Поскольку все происходит «понарошку», четыре убийства – не считая ратников, погибших на поле брани, – не мешают маркировать оперу как 6+. Взрослые же зрители несомненно вздохнут на звучащих в финале словах народа: «Что даст новая заря, как же будем без царя?» Ответом стала история России, чьи катаклизмы так безошибочно предчувствовал Римский-Корсаков в последние годы своей жизни. Христина Батюшина


Узнать больше об этой постановке, посмотреть фотографии с репетиций и спектаклей можно на виртуальной выставке «Римский-Корсаков в Мариинском»


Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)