Джанни Скикки – Максим Даминов
Лауретта – Гелена Гаскарова
Ринуччо – Станислав Леонтьев
Дзита – Анна Кикнадзе
Симоне – Юрий Власов
Мировая премьера: 14 декабря 1918 года, Метрополитен-опера, Нью-Йорк
Премьера в Мариинском театре и премьера постановки: 17 апреля 2003 года
Продолжительность спектакля 1 час
Подделка завещания – деяние наказуемое, но как быть, если вожделенное добро вот-вот уплывет из рук? А рук много: прямого наследника усопший не оставил. В борьбе за его имущество аристократическая семья превращается в шайку мошенников; подделывается не только завещание, но и сам завещатель! Однако обманщик тоже может оказаться в дураках – если опытный пройдоха ловко переиграет жульническую партию в свою пользу.
В творчестве Джакомо Пуччини одноактная опера «Джанни Скикки» стоит особняком: это единственная комическая опера в наследии маэстро и одна из лучших комических опер ХХ века. Ее сюжет кажется каким-то макабрическим гротеском, но в жизни бывает и такое, по крайней мере со слов Джеммы Донати, представительницы почтенной флорентийской семьи, жены Данте Алигьери. Некий вполне реальный Джанни Скикки однажды обвел вокруг пальца родственника Джеммы таким же способом, как его оперный тезка. Данте отправил обидчика аж в восьмой – предпоследний! – круг ада. Там фальсификатора и обнаружил драматург-либреттист Джоваккино Форцано. Из негодяя он сделал обаятельного плута, gente nuovo («нового человека»), гражданина будущего, противопоставив крепкие крестьянские корни Джанни Скикки родовитости клана Буозо, артистизм, свободомыслие и смекалку – алчности, чванству и лицемерию. В своей работе Форцано опирался не только на строки из тридцатой песни «Ада», но и на подробные комментарии к «Божественной комедии», в изобилии издававшиеся в Италии на рубеже XIX–XX веков. Либретто получилось превосходным: компактным, динамичным, драматургически выверенным и вдобавок с ярким итальянским колоритом, отсылающим не только к Данте, но и к Боккаччо, и к традиции народного театра дель арте.
По законам жанра действие развивается в ансамблях; по сути, вся эта часовая опера – большой, сложный, виртуозный ансамбль. Читая список действующих лиц в программке, поначалу даже трудно понять, кто кому кем приходится, но как только герои появляются на сцене (а на старт гонки за сокровищами все выходят одновременно), благодаря музыке Пуччини все очень быстро проясняется. В нескольких штрихах композитор успевает выписать индивидуальные черты каждого. Музыкальная ткань пронизана лейттемами, емкими остинатными мотивами, собирающими воедино калейдоскоп лиц и ситуаций. Один из самых остроумных и значимых – открывающий оперу лейтмотив «скорби» с утрированными секундовыми всхлипами-вздохами, изображающими причитания «безутешных» родственников.
Во всей этой черной комедии есть и светлая сторона – один из Буозо все-таки понимает, что не в деньгах счастье, а в любви. Если для сатиры Пуччини использует заостренный диссонансами модернистский музыкальный язык начала ХХ века, то лирические страницы оперы полны мелодических красот столь упоительных, что невольно закрадывается мысль: а не затаилась ли и здесь мягкая, ироничная улыбка немолодого уже мастера? Скажем, в знаменитой арии юной Лауретты Скикки, которая – ах! – бросится в реку, если отец не поможет ей воссоединиться с возлюбленным.
В Мариинском театре «Джанни Скикки» идет в один вечер с «Сестрой Анжеликой»; итальянская бригада постановщиков привела части «Триптиха» к единому художественному знаменателю. На сцене темно, все Буозо одеты в черное: сразу видно, одного поля ягоды. Против черных «играют» красные, семейство Скикки. В конце концов всю воронью стаю прогонят, и тогда распахнется огромное окно. Оно предусмотрено авторской ремаркой: юноша и девушка любуются Флоренцией и грезят о земном рае. Публика премьерных спектаклей 1918 года понимала их как никто: только что закончилась Первая мировая война, появилась надежда, что все самое страшное позади. Футурологический прогноз современных постановщиков, увы, гораздо осторожнее. Христина Батюшина
Музыкальные материалы предоставлены G. Ricordi & Co. Bühnen- und Musikverlag GmbH, Берлин (Германия)
Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.
Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)