Санкт-Петербург, Зал Прокофьева

Сцены из жизни Николеньки Иртеньева


опера Сергея Баневича

Исполнители

Исполняют солисты Академии молодых оперных певцов Мариинского театра:
Рассказчик – Александр Шагун
Николенька – Рустам Сагдиев
Карл Иванович – Дмитрий Колеушко
Маменька – Татьяна Старкова
Бабушка – Екатерина Бондаренко
Сонечка – Маргарита Иванова

Василий Попов (фортепиано)

Опера написана по заказу IV Международного зимнего фестиваля «Площадь Искусств» в Санкт-Петербурге

Мировая премьера: 2 января 2003 года, Малый зал имени М.И. Глинки Санкт-Петербургской академической филармонии имени Д.Д. Шостаковича
Премьера постановки: 7 января 2016 года, Мариинский театр


Продолжительность спектакля 1 час
Спектакль идет без антракта

Возрастная категория 6+

Авторы и постановщики

Музыка Сергея Баневича
Либретто Сергея Васильева по мотивам автобиографической трилогии Л.Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность» и биографических материалов, связанных с последними днями жизни писателя

Музыкальный руководитель – Лариса Гергиева
Постановка – Алексей Степанюк
Сценография – Анна Соболева
Художник по свету – Валентин Байков
Ассистент режиссера – Илья Устьянцев
Технолог по костюмам – Екатерина Поспелова

Краткое содержание

Интродукция. «Счастливая, невозвратимая пора. Как не любить, не лелеять воспоминания о ней?» Маменька приходит будить Николеньку.
Игра. Мальчишки дразнят и обижают Иленьку Грапа. «Я не могу объяснить жестокости своего поступка. Как я не подошел, не защитил и не утешил Иленьку?»
История Карла Ивановича. Гувернер и учитель Николеньки рассказывает горькую историю своей жизни.
Бал. На балу в Москве Николенька танцует с Сонечкой. Ночью он не может уснуть и рассказывает брату Володе о том, как сильно влюблен.
Первое письмо маменьки. Из деревни приходит письмо, в котором маменька сообщает о своей болезни и обещает завтра подняться с постели.
Второе письмо маменьки. «Не верь тому, что я написала о себе. Я знаю, что мне больше не встать».
Эпилог. Дом в деревне, идут сборы в дорогу. В темном зале Николенька видит женщину в белом – это призрак маменьки. Зажигаются огни, вихрем несется мазурка. «Счастливая, невозвратимая пора. Вернется ли когда-нибудь та сила любви и веры? Неужели остались одни воспоминания?»


Концертная опера Сергея Баневича «Сцены из жизни Николеньки Иртеньева», как и вызвавшая ее к жизни книга Толстого, предназначена и детям, и взрослым, в чьих душах не угас «свет детства». Она получилась камерной, интимной – трудно рассказать иначе о самом дорогом, волнительном, хрупком времени жизни.
Опера построена как ряд воспоминаний Рассказчика: дробное, похожее на киносценарий либретто Сергея Васильева выхватывает из тумана отдельные эпизоды толстовской повести. Совсем как в жизни – когда люди взрослеют, многое из прошлого забывается, и в душе сохраняются только самые большие потрясения детства. Действие скрепляют эпизоды-рефрены: вальс, который сестра Николеньки разучивает в соседней комнате; пасхальная народная песня; наивная молитва самого Николеньки: «Дай Бог счастья всем, чтобы все были довольны, и чтоб была хороша погода для гулянья».
Сцена бала с большим вальсом, бессонная ночь, даже реплика о первых весенних цветах – здесь многое напоминает о другой опере, тоже на сюжет Толстого. «Сцены из жизни Николеньки Иртеньева» в каком-то смысле предстают «Войной и миром» в миниатюре, по чистоте и силе переживания не уступая «мирным» эпизодам оперы Прокофьева. Богдан Королёк


Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)