Санкт-Петербург, Концертный зал

Повесть о настоящем человеке


опера Сергея Прокофьева (концертное исполнение)

Сопровождается синхронными титрами на русском и английском языках
Из истории оперы

Закрытие II Петербургского музыкального фестиваля им. С. К. Горковенко
К 80-летию Сталинградской битвы
К 75-летию создания произведения

Исполнители

Дирижер –

Антон Лубченко

Алексей – Владимир Мороз
Ольга – Мария Баянкина
Андрей – Мирослав Молчанов
Клавдия – Валерия Белякова
Комиссар – Андрей Серов
Дед Михайло, Главврач – Алексей Костюк
Бабка Василиса, Призрак матери Алексея – Злата Булычёва
Анюта – Алина Михайлик

Губернаторский симфонический оркестр Санкт-Петербурга
Концертный хор Санкт-Петербурга

Продолжительность 2 часа 30 минут
Концерт идет с одним антрактом

Возрастная категория 6+

Авторы и постановщики

Музыка Сергея Прокофьева (полная авторская версия 1948 года)
Либретто Сергея Прокофьева и Миры Мендельсон-Прокофьевой по одноименной повести Бориса Полевого

Хормейстер – Владимир Беглецов
Ответственный концертмейстер – Лариса Габитова

Краткое содержание

Время действия: Великая Отечественная война, 1942 год

Действие первое
Картина первая. «Лес»
Глухой лес. В снегу разбросаны обломки самолета – это вражеские истребители сбили в воздушном бою машину Алексея. Летчик проклинает врагов, однако в то же время рад, что остался жив и цел: в плен он не сдастся. Мересьев быстро вскакивает, но от острой боли в ногах снова падает. Однако оставаться здесь, в тылу врага, где каждый шорох угрожает смертью, он не может. Алексей решает пробиваться на восток – к своим.

Картина вторая. «Опушка леса»
Три дня мучительного пути привели Алексея на опушку леса, хранящую следы недавнего боя. Силы оставляют Алексея. Летчик вынимает фотографию любимой девушки, Ольги. Ему чудится, что она обращается к нему со словами любви, поддержки… В его памяти воскресают родной Камышин, Волга. Воспоминания вызывают приток энергии. Ползком, подтягиваясь на руках, Алексей упорно движется туда, где раздаются взрывы, где свои.

Картина третья. «Сожженная лесная деревня»
Алексей уже не может ползти – ослабели руки. Ему кажется, что за ним следят. Он выхватывает пистолет, но слышит детские голоса, русскую речь – это деревенские мальчишки Федя и Серёнька. Признав в Алексее своего, Федя бежит звать народ, а Серёнька рассказывает, как в деревню ворвались немцы, отец и брат мальчика были убиты. Всем жителям пришлось уйти в лес.
Возвращается Федька вместе с дедом Михайлой и другими жителями деревни. Серёньке дед поручает пробраться к нашим, а Алексея увозят на санях в лесное поселение.

Картина четвертая. «Землянка»
Алексей лежит в темной землянке. Бабка Василиса принесла Алексею куриного супа – она зарезала единственную уцелевшую курицу. Слышен гул самолета, который садится поблизости. Это Серёнька, выполнив задание деда, прилетел вместе с медсестрой и военным летчиком. Алексей узнаёт в последнем своего полкового друга Андрея. Тот, увидев Алексея, не скрывает радости. Дед узнаёт от Андрея, что Оля, которой бредил раненый летчик, – невеста Алексея.

Действие второе
Картина пятая. «Госпиталь»
На больничной койке в палате госпиталя Алексей бредит после операции. В его воспаленном сознании проплывают образы врачей, матери, Ольги, Андрея. Мересьева преследует неотвязная мысль: он лишился ног, им будут тяготиться близкие, его напрасно ждут однополчане. Медсестра Клавдия пытается успокоить Алексея. А жизнь в палате идет своим чередом. Комиссар рассказывает о стойкости отряда красноармейцев в Гражданскую войну, Кукушкин подтрунивает над влюбленным Гришей Гвоздевым. Гвоздев мечтает о встрече с Анютой. Только Алексей замкнулся, ушел в свои невеселые думы.
Комиссар показывает Мересьеву старый журнал, где описывается случай, произошедший во время Первой мировой войны: русский летчик Карпович был тяжело ранен, потерял ступню и тем не менее вернулся в строй. Сначала Алексей не придает значения этому рассказу, однако постепенно слова комиссара «но ведь ты же советский человек» западают в душу молодому летчику. «Но ведь я же советский человек!» – говорит себе Алексей.

Картина шестая. «Солярий в госпитале»
Чувствуется приближение весны. Алексей упорно тренируется после операции. Превозмогая мучительную боль, он учится ходить на протезах. Входит хирург Василий Васильевич. Сам потерявший на фронте единственного сына, он ободряет и поддерживает Алексея.
Соседа по палате, Гвоздева, навещает подруга Анюта. Гвоздев восхищается силой воли Алексея.
К Мересьеву приходит Андрей. Алексей рассказывает ему о любимой девушке Ольге, о своих сомнениях и чувствах к ней, о намерении написать ей «после первого воздушного боя, после первой сбитой машины». Поддерживаемый Клавдией и Кукушкиным, входит комиссар. Общий разговор внезапно обрывается: больное сердце комиссара не выдержало… Все потрясены смертью этого большого, настоящего человека.

Действие третье
Картина седьмая. «Комната Алексея в Москве»
Алексей в отчаянии, он пытается писать Ольге. Все его попытки снова стать летчиком не встречают поддержки. Ему предлагают работу в тылу. Ольга должна понять, как ему тяжело. Однако Алексей решает не поддаваться минутной слабости и написать письмо только после возвращения в строй.

Картина восьмая. «Санаторий летчиков»
В санатории, расположенном на берегу озера, радостное оживление – группу отдыхающих выписывают досрочно. Они отправятся защищать Сталинград, где решается судьба Родины. Алексей тоже надеялся вернуться с ними на фронт, но медкомиссия не удовлетворила его просьбу и направила в тыл. Чтобы показать, как ловко он владеет протезами, Алексей, превозмогая боль в ногах, танцует с Анютой вальс, потом румбу. Его выдержка и самообладание заставляют старшего врача изменить решение: «Верим, поможем. Будете летать!»

Картина девятая. «Озеро»
Алексей с Андреем и Анютой катаются на лодке по озеру близ санатория. Их мысли – с близкими людьми, от которых они получают лишь короткие письма. Алексею кажется, что к трем их голосам присоединяется четвертый – Ольги, ждущей и любящей его. Она на Волге – там, куда скоро отправятся Алексей и Андрей.

Картина десятая. «Аэродром»
Окончен первый воздушный бой, в котором участвовал Алексей. Одна за другой садятся на аэродром серебристые машины, но Алексея все нет и нет. По подсчетам полковника, у него уже должно закончиться топливо. Товарищи – в тревоге. Но вот слышится гул – это идет на посадку самолет Алексея. Все жмут ему руки, поздравляют – Алексей сбил три вражеских самолета.
Его мечта сбылась! Он снова летчик, снова в строю! Алексей вспоминает тех, кто спас ему жизнь, помог добиться поставленной цели. Сегодня он имеет право обо всем написать Ольге... Но Ольга, гвардии младший лейтенант с орденом Красной Звезды на гимнастерке, приехала к Алексею сама. Она стала для Алексея еще ближе и дороже. Она давно все знала из письма Андрея. Приехавший к Мересьеву корреспондент просит его рассказать о себе...


Культовая «Повесть о настоящем человеке» – подлинная история летчика-истребителя, героя Великой Отечественной войны Алексея Маресьева – написана Борисом Полевым всего за девятнадцать дней. Именно она послужила литературным первоисточником последней из завершенных Сергеем Прокофьевым опер. Вероятно, образ главного действующего лица рифмовался со сложной судьбой самого композитора, которому приходилось отстаивать свои убеждения и идти наперекор, казалось бы, безвыходным ситуациям.
Опера «Повесть о настоящем человеке», созданная в 1948 году, при жизни Прокофьева прозвучала всего лишь один раз – в концертном исполнении на закрытом показе в Кировском (ныне Мариинском) театре. Последовавшая уничижительная критика повлияла на судьбу партитуры: минимальные изменения были сделаны самим композитором, а после его кончины опера шла в радикально отредактированной версии.
В 2015 году опера «Повесть о настоящем человеке» предстала в сценическом варианте с учетом авторского замысла – в интерпретации труппы Приморского театра оперы и балета под руководством Антона Лубченко.
В год 75-летия создания масштабной партитуры «Повесть о настоящем человеке» прозвучит в подлинной версии Прокофьева.
Концертное исполнение последней завершенной оперы великого композитора – совместно с мариинскими солистами – станет первым выступлением Губернаторского симфонического оркестра Санкт-Петербурга в Концертном зале Мариинского театра. Мероприятие включено в программу II Петербургского музыкального фестиваля им. С. К. Горковенко, который проходит при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга. Художественный руководитель фестиваля – композитор и дирижер Антон Лубченко.


II Петербургский музыкальный фестиваль им. С. К. Горковенко пройдет в Петербурге с 4 по 12 декабря.
В программе фестиваля – посвящения знаковому дирижеру, сорок лет возглавлявшему Губернаторский симфонический оркестр Санкт-Петербурга, – неизвестные российской публике произведения и редко звучащие музыкальные шедевры.
События пройдут на ведущих площадках Северной столицы: в Государственной академической капелле Санкт-Петербурга, Малом зале Филармонии, Концертном зале Мариинского театра.
Идейный вдохновитель музыкального проекта – Антон Лубченко, художественный руководитель Губернаторского симфонического оркестра Санкт-Петербурга:
«Фестиваль памяти маэстро Горковенко впервые мы провели год назад. Афиша второго фестиваля будет отличаться своей концентрированностью. За неделю – три события, выделяющиеся из общего концертного потока. Мы делаем акцент на том, что было дорого и интересно Станиславу Константиновичу, который умел работать в разных музыкальных жанрах, тонко чувствовал их особенности и без устали предлагал слушателям наряду с популярными новые или неизвестные партитуры, причем в авторских редакциях, избавленные от наслоений или искажений. Маэстро Горковенко возглавлял Симфонический оркестр Ленинградского радио и телевидения сорок лет. Коллектив сменил название, но традиции своего легендарного лидера старается хранить и развивать. Как руководитель и фестиваля, и вверенного мне коллектива я горд, что закрытие пройдет именно на сцене Концертного зала Мариинского театра, пожалуй, лучшего, без преувеличения, акустического зала нашей страны. Благодарен маэстро Валерию Гергиеву за доверие, оказанное нашим музыкантам. Подобные проекты способны вдохновить целый коллектив не только на сохранение наших лучших традиций, но и на их развитие».


Губернаторский симфонический оркестр Санкт-Петербурга ведет свою историю с 10 мая 1945 года. Для ленинградцев, переживших тяжелейшие испытания блокады, музыкальный коллектив служил источником радости и веры в счастливое будущее. Основанный как Джаз-оркестр при Ленинградском радиокомитете, он опирался на традиции, заложенные Леонидом Утёсовым. В дальнейшем коллектив был известен как Симфонический оркестр Ленинградского радио и телевидения, а с 2001-го носит имя Губернаторского симфонического оркестра Санкт-Петербурга. Первым руководителем коллектива был знаменитый композитор и джазовый музыкант Николай Минх, затем его возглавляли Александр Владимирцов, Вахтанг Жордания, Анатолий Кальварский.
На протяжении сорока лет, с 1978 по 2018 год, оркестром руководил народный артист России Станислав Горковенко. В этот период в репертуаре коллектива появилась симфоническая, оперная и балетная классика, были записаны пластинки и диски с симфониями Гайдна, Моцарта, Шумана, Шостаковича, балетной музыкой Чайковского. Оркестр всегда тесно сотрудничал с композиторами-современниками, для него писали произведения Валерий Гаврилин, Андрей Петров, Исаак Шварц, Вениамин Баснер, Александр Колкер.
Музыка кино – еще одно важное направление в творческой жизни коллектива. В разные годы оркестр записал саундтреки к шестидесяти фильмам, среди которых – знаменитые «Максим Перепелица», «Соломенная шляпка», «Труффальдино из Бергамо».
В XXI веке коллектив получил не только новое название, но и новые творческие ориентиры. Губернаторский симфонический оркестр Санкт-Петербурга, возглавляемый сегодня композитором и дирижером Антоном Лубченко, выступает в лучших залах Северной столицы. При его участии проходят важнейшие городские мероприятия, а репертуар коллектива продолжает расширяться и пополняться классическими шедеврами, сочинениями композиторов ХХ столетия, раритетами мировой музыки.
В частности, за последний год Губернаторский симфонический оркестр впервые исполнил считавшуюся утерянной полную партитуру Сергея Прокофьева к фильму «Партизаны в степях Украины» (1942), впервые в России представил Скрипичный концерт Курта Вайля, записав его на диск к столетию со дня создания этого сочинения. На 2024 год коллектив готовит программы к юбилеям таких композиторов, как Антон Брукнер, Рихард Штраус, Франсис Пуленк и Альфред Шнитке.
Информация на ноябрь 2023 года


Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)