Санкт-Петербург, Мариинский-2

Бетховен. Симфония № 9
Прокофьев. «Александр Невский»


В ПРОГРАММЕ:
Людвиг ван Бетховен
Симфония № 9 ре минор, соч. 125
Солисты:
Наталья Павлова (сопрано)
Екатерина Сергеева (меццо-сопрано)
Мигран Агаджанян (тенор)
Михаил Петренко (бас)

Сергей Прокофьев
«Александр Невский», кантата
Солистка – Екатерина Сергеева (меццо-сопрано)


Хор и Симфонический оркестр Мариинского театра
Дирижер – Валерий Гергиев

Главный хормейстер – Константин Рылов

О концерте

И сквозь покой пространства мирового
До самых звезд прошел девятый вал ...
Откройся мысль! Стань музыкою слово,
Ударь в сердца, чтоб мир торжествовал!
Николай Заболоцкий. «Бетховен»

Девятая симфония Бетховена стоит в ряду других величайших произведений мирового искусства, таких как, поэмы Гомера, «Божественная комедия» Данте, «Дон Кихот» Сервантеса, «Фауст» Гете, «Высокая месса» Баха... Она с предельной завершенностью выразила устремления своей эпохи, и в то же время провозгласила общечеловеческие идеалы, которым мы и по сей день верны. Она завершила творческий путь Бетховена-симфониста и вместе с тем открыла пути в будущее. Введя в симфонию поэтическое слово, Бетховен совершил глубоко новаторский шаг, поначалу ошеломивший современников. Для самого же композитора создание финала Девятой симфонии стало итогом многолетних поисков музыкального воплощения шиллеровской оды «К радости».
Бетховен впервые призвал слово для того, чтобы выразить философскую концепцию симфонии. Но главное, начиная с Бетховена, симфония, по меткому определению немецкого музыковеда Пауля Беккера, играет роль «светской мессы», сплачивающей в едином переживании слушателей в концертных залах, подобно тому, как воскресная месса объединяла прихожан в церкви. И не случайно гениально претворенная Бетховеном ода Шиллера «К радости» стала официальным гимном Европейского сообщества – объединенной Европы. Не случайно она повсюду звучит апофеозом свободы и братства всего человечества. Девятая симфония Бетховена впервые была исполнена в Вене 7 мая 1824 года под управлением автора. Иосиф Райскин


Кантата «Александр Невский» возникла на основе музыки к одноименному фильму Сергея Эйзенштейна, вышедшему на экраны в 1938 году. Исключительный успех, выпавший на долю фильма и сравнимый разве что с успехом «Чапаева», позволил Прокофьеву сделать из киномузыки самостоятельное произведение и перенести его на сцену концертного зала, практически ничего не меняя, кроме некоторых деталей оркестровки.
«Кадровость», «зримость» образов – одна из характернейших черт музыки Прокофьева вообще и этого произведения в частности. Слушатель как будто видит происходящее на сцене, даже если за музыкальными впечатлениями не стоят впечатления от просмотра киноленты. В самой структуре кантаты можно проследить черты симфонической поэмы, где первая часть – пролог, вторая и третья – экспозиция, дающая характеристику двух противоборствующих сил: русских витязей в лице Александра и рыцарей Ливонского ордена. Четвертая и пятая части – разработка, в которой кульминационным и центральным номером всей кантаты, безусловно, является пятая – сцена битвы на Чудском озере. Шестая часть – эпизод, плач по погибшим воинам, единственный сольный номер во всем произведении (меццо-сопрано). И наконец, седьмая часть – финал, реприза, торжество и триумф одержавших победу русских воинов. Павел Великанов

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход