Санкт-Петербург, Мариинский театр

Евгений Онегин


опера Петра Чайковского

Спектакль сопровождается синхронными титрами на русском и английском языках
Ко дню рождения Юрия Темирканова

Исполнители

Евгений Онегин – Владимир Мороз
Татьяна – Гелена Гаскарова
Ленский – Гамид Абдулов
Ольга – Зинаида Царенко
Князь Гремин – Михаил Кит


Спектакль приурочен ко дню рождения Юрия Хатуевича Темирканова, который был главным дирижером Мариинского (Кировского) театра в течение 12 лет – с 1976 по 1988 год. С театральной работой были связаны первые годы его карьеры – в 1965-м он дебютировал в Малом оперном (ныне Михайловском) театре, а в 1966–1972 был его штатным дирижером. Впрочем, уже с конца 1960-х главный «дом» Темирканова – Филармония, где он тогда стал ассистентом Евгения Мравинского и возглавил Симфонический оркестр – второй по статусу филармонический коллектив.
В 1975 году Темирканов получил приглашение в Кировский театр, где подготовил премьеру оперы Андрея Петрова «Петр I». Благодаря успешной работе и рекомендации Мравинского год спустя Темирканов получил место главного дирижера театра, вакантное после ухода Константина Симеонова. Параллельно он продолжал выступать с симфоническими коллективами, а в 1978 году возродил традицию симфонических концертов и в самом театре, в которых зазвучали сочинения Чайковского, Рахманинова, Шостаковича, Брукнера. Вскоре оркестр театра под руководством Темирканова отправился на первые самостоятельные зарубежные гастроли. С оркестром Кировского театра Темирканов записал на пластинки Вторую симфонию Малера (это была одна из первых ее записей в СССР), сочинения Рахманинова, Петрова и других авторов.
При Темирканове в театр пришла целая плеяда молодых оперных артистов – будущих мастеров Мариинской сцены: Татьяна Новикова, Лариса Шевченко, Алексей Стеблянко, Юрий Марусин, Сергей Лейферкус и многие другие. С ними маэстро подготовил к исполнению оперу Прокофьева «Война и мир» (1977), которая никогда прежде не звучала на главной оперной сцене Ленинграда. В следующем году в репертуаре появилась опера Родиона Щедрина «Мертвые души» – этот спектакль, перенесенный из Большого театра, открыл богатую историю исполнений музыки Щедрина в Кировском – Мариинском театре. В 1986-м был поставлен «Борис Годунов» Мусоргского. Все эти постановки – плод сотрудничества с великим режиссером Борисом Покровским, однако Темирканов и сам выступал как режиссер, и до сегодняшнего дня в репертуаре театра сохраняются созданные им постановки опер Чайковского «Евгений Онегин» и «Пиковая дама».

Авторы и постановщики

Музыка Петра Чайковского
Либретто Петра Чайковского и Константина Шиловского по одноименному роману в стихах Александра Пушкина

Режиссер-постановщик – Юрий Темирканов
Художник-постановщик – Игорь Иванов
Ответственный концертмейстер – Ирина Соболева
Главный хормейстер – Константин Рылов
Балетмейстер – Дмитрий Брянцев

Краткое содержание

Сад в усадьбе Лариных. Издали доносится пение Татьяны и Ольги. Ларина и няня Филиппьевна, слушая их, вспоминают свою молодость. Неожиданно появляются гости: Ленский, сосед Лариных и жених Ольги, привозит своего друга Онегина – молодого человека, недавно приехавшего из столицы. Пока Ленский объясняется с Ольгой, новый знакомый беседует с Татьяной. Няня замечает, как она взволнована встречей.

Комната Татьяны. Татьяна не может заснуть. Филиппьевна старается унять ее волнение рассказом о своей девичьей доле. Оставшись одна, Татьяна пишет письмо Онегину. С рассветом она просит няню передать его.

Сад Лариных. Татьяна в тревоге ждет ответа. Появляется Евгений: он тронут признанием, но не может ответить взаимностью.

Дом Лариных. Бал в честь именин Татьяны. Ленский уговорил друга приехать к Лариным, однако праздник и гости вызывают у Онегина раздражение. В отместку он начинает ухаживать за Ольгой. Готовность, с которой девушка принимает знаки внимания, повергает Ленского в отчаяние. Он затевает ссору с Евгением и вызывает того на дуэль.

Заброшенная мельница. Ленский с секундантом Зарецким ждут Онегина. Владимир с болью и тоской думает об ушедших «златых днях» своей юности. Наконец появляется соперник. Бывшие друзья готовы забыть обиды, но соображения чести берут верх. Раздается выстрел – Ленский убит.

Зал богатого дома в Петербурге. После долгого отсутствия Онегин возвращается к столичной жизни и встречает Татьяну замужней дамой. Теперь она в центре внимания светского общества. Муж Татьяны, князь Гремин, рассказывает Евгению о своем счастье. Преображение давней знакомой воспламеняет в Онегине чувства.

Гостиная в доме Гремина. Татьяна в слезах читает письмо Онегина. Неожиданно он является сам и страстной мольбой вырывает ответное признание. Но решение Татьяны бесповоротно: она останется верна мужу.

О спектакле

«Евгений Онегин» Пушкина, как известно, не поэма, а роман в стихах. Непривычное жанровое определение дал своему «Онегину» и Чайковский: не «опера», а «лирические сцены». Из «энциклопедии русской жизни» композитор выбрал главную сюжетную линию, наиболее близкую ему как художнику-лирику. Назвав на титуле только одного героя, Чайковский последовательно раскрывает слушателю три души: Татьяны (первый акт), Ленского (второй акт), Онегина (третий акт). Во всех трех образах Чайковский видел собственное отражение, и даже знаменитая сцена письма Татьяны рифмуется с эпизодом из жизни композитора, написавшего сценарий будущей оперы за одну ночь. «Лирические сцены» закончены в 1878 году, начаты в 1877-м, а еще годом ранее Чайковский присутствовал на открытии вагнеровского театра в Байройте. При всем антивагнерианстве русского композитора его внимание тоже обращено к внутреннему «я», событийная сторона драмы сведена к минимуму. Каждый элегический вздох оркестра, начиная с «секвенции Татьяны» в интродукции, передает тончайшие движения человеческой души. Чайковский вслед за Вагнером использует лейтмотивы – в первую очередь не героев и не предметов, а чувств. Поэтому музыка Татьяны столь естественно звучит и в сценах с Ленским, и в сценах с преображенным любовью Онегиным. Музыковед Борис Асафьев метко назвал «Евгения Онегина» «музыкальной поэмой». Самая прославленная опера Чайковского – это «симфоническая поэма» из семи картин-глав, поэма о надеждах и их крахе, о любви, о счастье, которое «было так возможно, так близко».

«Евгений Онегин», идущий на исторической сцене Мариинского театра, – безупречный образец музыкально-театрального «почвенничества», в свое время удостоенный Государственной премии СССР. Премьера этого спектакля состоялась в 1982 году в театре, еще носившем имя Кирова. Пост художественного руководителя и главного дирижера театра в то время занимал Юрий Темирканов. «Онегин» – его детище, причем не только в сфере собственно музыки: дирижер выступил также в качестве режиссера-постановщика. Быть и дирижером, и режиссером в одном лице – сложнейшая задача, ведь «ты должен думать и о том, что делается в оркестре, и о том, как построить спектакль музыкально; невольно ты все время находишься на сцене, потому что каждое движение – это то, что ты пережил сам» (из интервью с Темиркановым). Первый Ленский легендарной постановки, Юрий Марусин, вспоминал: дирижер-режиссер лично показывал певцам нужную пластику, жесты и позы, выстраивая неразрывную связь между слышимым и видимым, между оркестровой ямой и сценой. Спектакль оформил Игорь Иванов, который занял в 1981 году пост главного художника театра. Стремясь к историческому реализму, сценограф детально воспроизвел русский быт первой четверти ХIХ века. Всякий, кто бывал в пушкинских местах Псковской области, легко узнает и господский дом с полукруглым окном и портиком, и скамью Онегина. Интерьер комнаты Татьяны цитирует фильм-оперу Романа Тихомирова (1958). «Богатый барский дом в Петербурге» в третьем акте вызывает в памяти строгое великолепие Белоколонного зала Дворянского собрания. При этом сценография Иванова – далеко не только красивые иллюстрации. Так, в финальной сцене объяснения Татьяны и Онегина за героями высятся массивные напольные часы, указывая на их главного врага – время, которое, будучи упущенным, не знает пощады.

Органичный, слаженный во всех своих составляющих, эталонный темиркановский «Евгений Онегин» не только апеллирует к отечественному «культурному коду» – такие шедевры его и создают. Христина Батюшина


Мировая премьера: 17 марта 1879 года, Малый театр, Москва, студенческая труппа Московской консерватории
Премьера в Большом (Каменном) театре: 19 октября 1884 года
Премьера постановки: 13 ноября 1982 года, Театр оперы и балета им. С. М. Кирова (Мариинский)

Продолжительность спектакля 3 часа 50 минут
Спектакль идет с двумя антрактами

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)