Санкт-Петербург, Зал Рахманинова

Гугеноты (III, IV, V акты оперы, камерная версия)


опера Джакомо Мейербера (опера под рояль)

Исполняется на французском языке (сопровождается синхронными титрами на русском языке)

Исполнители

Валентина – Мария Баянкина
Маргарита Валуа – Анастасия Калагина
Урбан – Цветана Омельчук
Рауль де Нанжи – Гамид Абдулов
Невер – Егор Чубаков
Марсель – Яков Стрижак

Наталия Мордашова (фортепиано)

Возрастная категория 6+

Авторы и постановщики

Музыка Джакомо Мейербера
Либретто Эжена Скриба и Эмиля Дешана по роману Проспера Мериме «Хроника времен Карла IX»

Ответственный концертмейстер – Наталия Мордашова
Репетитор по французскому языку – Ксения Клименко

Краткое содержание

Действие третье
Парижская площадь Пре-о-Клер недалеко от Лувра. Из церкви доносятся звуки богослужения – это Невер венчается с Валентиной. Проходит отряд солдат-гугенотов с песней об их предводителе – адмирале де Колиньи.
Появляется Марсель; он ищет графа де Сен-Бри. Между ним и молящимися католиками возникает перепалка, в которую ввязываются солдаты-гугеноты.
Из храма выходит Сен-Бри. Старый Марсель вручает ему письмо Рауля, где тот вызывает графа на поединок. Сен-Бри договаривается со своим приятелем Моревером, что тот явится на дуэль и поможет ему убить Рауля. Они заходят в церковь обсудить этот план. Их слышит Валентина, которая молится в одной из часовен. Как спасти Рауля?! Увидев Марселя, Валентина просит старого слугу разыскать своего господина и предупредить о грозящей ему опасности. Но Марсель не успевает уйти – Рауль уже пришел на площадь.
Начинается поединок. Марсель призывает на помощь находящихся недалеко солдат-гугенотов. Сен-Бри, в свою очередь, зовет из таверны студентов-католиков. Завязывается уличный бой. Только появление королевы со свитой заставляет врагов опустить оружие. Маргарита разгневана нарушением клятвы. Рауль и Сен-Бри обвиняют друг друга в нарушении дуэльного кодекса. Но тут Марсель сообщает, что поединок был задуман как убийство Рауля. Он выводит за руку даму, рассказавшую ему об этом. Та снимает вуаль, и Сен-Бри узнаёт свою дочь. Рауль растерян. Он не ожидал, что Валентина окажется его спасительницей. И тогда королева открывает ему правду – Валентина приходила к Неверу расторгнуть помолвку, чтобы получить возможность выйти замуж за Рауля.
Сен-Бри злорадно объявляет, что его дочь уже стала женою Невера, и просит королеву принять участие в свадебном празднике.

Действие четвертое
Часовня в замке графа де Невера. Валентина в молитве пытается найти забвение и отказаться от любви к Раулю. Неожиданно появляется сам Рауль. Он пришел вымолить ее прощение перед тем, как уехать.
Слышатся чьи-то шаги. Валентина прячет Рауля за шпалеру. Входят Сен-Бри, Невер и прочие дворяне-католики. Сен-Бри объявляет, что по воле короля Карла IX и королевы-матери – Екатерины Медичи – настал час кровавой расплаты с врагом, и первым клянется уничтожить гугенотов. Один Невер отказывается стать убийцей.
Велев арестовать и увезти зятя, Сен-Бри посвящает всех в план заговора и приказывает сообщникам с первым ударом колокола церкви Сен-Жермен-л’Оксеруа начать поголовное избиение гугенотов. Сначала они должны убить адмирала де Колиньи, а затем идти в особняк Нель, где празднуется свадьба Маргариты и Генриха Наваррского, и продолжить резню.
Появляются монахи. Они благословляют заговорщиков. Решено начать в полночь.
Рауль, который невольно стал свидетелем заговора, спешит уйти, чтобы предупредить друзей о чудовищном плане католической знати. Желая удержать Рауля и спасти его от неминуемой гибели, Валентина говорит ему о своей любви. Рауль счастлив, но удар колокола возвращает его к действительности. За окнами разгорается пожар. В отчаянии оттолкнув от себя Валентину, Рауль устремляется на улицу, чтобы присоединиться к сражающимся единоверцам.

Действие пятое
Варфоломеевская ночь. Рауль прибегает в особняк Нель предупредить гугенотов о гибели адмирала де Колиньи и о том, что убийцы скоро будут здесь. Затем он отправляется на поиски Марселя. Они встречаются на кладбище перед протестантской молельней, где ищут спасения гугеноты. У ворот оказываются Валентина, Рауль и Марсель. Валентина надеется спасти Рауля с помощью королевы. Но для этого ему надо принять католичество. Рауль гневно отказывается. Тогда Валентина решает стать протестанткой и разделить судьбу любимого. Поскольку ее муж, граф де Невер, убит как изменник, она теперь может стать женой Рауля. Пару влюбленных венчает Марсель. Появляется отряд католиков, Сен-Бри отдает приказ стрелять в еретиков. С ужасом он узнаёт в умирающей девушке собственную дочь.

О концерте

Ныне редко исполняемые «Гугеноты» (1836) – это пышный музыкально-театральный блокбастер, базовый образец так называемой большой оперы, которая царила на французской сцене почти столетие. Иные критики превозносили «Гугенотов» до небес, другие нещадно бранили, у публики же успех сочинения был стабильным и длительным: до начала ХХ века оно не сходило с афиш по всему миру, выдержав в одной только Гранд-опера свыше тысячи представлений. Авторы бестселлера – композитор Джакомо Мейербер и либреттист Эжен Скриб – вложили в свое творение всё, что могло бы обеспечить ему популярность, и очень постарались, чтобы зритель не заскучал. На неспокойном, а в финале – кровавом, историческом фоне (Религиозные войны XVI века, Варфоломеевская ночь) разворачивается трагическая история любви протестанта Рауля и католички Валентины. Опера полна резких контрастов: на сцене то танцы, то баталии, то дворец, то кладбище, то свадьба, то резня. Сладкозвучное итальянское бельканто искусно сочетается с благородной французской декламационностью, вокальные монологи переходят в развернутые ансамбли и грандиозные массовые сцены. По части хорового письма Мейербер особенно силен; как никто, он способен создать на сцене иллюзию живой толпы. Хоры Мейербера настолько легко ложатся на слух, настолько ярки и мелодичны, что прямо-таки искушают зал подпевать; один из секретов обожания «Гугенотов» заключается именно в эффекте участия зрителей в водовороте сценических событий. Ни Вагнер, ни Верди, ни Мусоргский не обошли стороной мейерберовские находки в области хоровой музыки. Роскошен и оркестр Мейербера, композитор умел мастерски смешивать краски, не боясь использовать дерзкие комбинации инструментов и диковинные тембры (старинная виоль д’амур в романсе Рауля). Объемная, сочная мейерберовская медь по своей красоте и мощи не отстает от вагнеровской.

Горячим поклонником «Гугенотов» был Петр Ильич Чайковский, который посещал спектакли в Париже. Свои впечатления он выразил так: «“Гугеноты” – одна из прекраснейших опер во всем лирическом репертуаре, и не только музыканту по профессии, но и всякому сколько-нибудь образованному дилетанту дорога эта превосходная музыка, с ее удивительнейшей, первенствующей между всеми произведениями подобного рода, любовной сценой IV акта, с ее превосходными хорами, с ее полной новизны и оригинальных приемов инструментовкой, с ее порывисто-страстными мелодиями, с ее искусной музыкальной характеристикой Марселя, Валентины, религиозного фанатизма католиков и пассивного мужества гугенотов». Соглашаясь с авторитетным мнением соотечественника, Мариинский театр обогащает свой репертуар этим великолепным произведением. Христина Батюшина


Продолжительность концерта 1 час 40 минут
Концерт пройдет без антракта


Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)