Санкт-Петербург, Зал Рахманинова

Гугеноты (III, IV, V акты оперы, камерная версия)


опера Джакомо Мейербера

Исполняется на французском языке (сопровождается синхронными титрами на русском языке)

Исполнители

Валентина – Мария Баянкина
Маргарита Валуа – Анастасия Калагина
Урбан – Цветана Омельчук
Рауль де Нанжи – Гамид Абдулов
Невер – Егор Чубаков
Марсель – Яков Стрижак

Наталия Мордашова (фортепиано)

Авторы и постановщики

Музыка Джакомо Мейербера
Либретто Эжена Скриба и Эмиля Дешана по роману Проспера Мериме «Хроника времен Карла IX»

Ответственный концертмейстер – Наталия Мордашова
Репетитор по французскому языку – Ксения Клименко

Краткое содержание

Действие третье
Площадь перед собором Парижской Богоматери. Из собора доносятся звуки богослужения – это Невер венчается с Валентиной. Проходит отряд солдат-гугенотов, сопровождающий едущего домой адмирала де Колиньи.
Появляется Марсель; он ищет графа де Сен-Бри. Между ним и молящимися католиками возникает ссора, в которую ввязываются солдаты-гугеноты.
Из храма выходит граф де Сен-Бри, старый Марсель вручает ему письмо Рауля с согласием на поединок. Моревер, давний приятель Сен-Бри, уговаривает того отказаться от дуэли, не рисковать жизнью и по-другому расправиться с «еретиком». Он уводит графа в собор, чтобы наедине сообщить ему о своем плане.
Из храма в отчаянии выбегает Валентина. Она подслушала план Моревера, предлагавшего ее отцу расправиться с Раулем из-за угла. Как спасти Рауля?! Увидев Марселя, Валентина, не называя себя, просит старого слугу разыскать Рауля и предупредить о грозящей ему опасности. Но Марсель не успевает уйти – Рауль сам приходит на площадь.
Начинается поединок. К месту дуэли приближается Моревер. Он поднимает крик: «Вот подлость гугенотов, они толпой с одним здесь сводят счеты! Ко мне, защитники веры!» На площадь сбегаются католики. Марсель призывает на помощь находящихся недалеко солдат-гугенотов. Завязывается сражение. Только появление королевы со свитой заставляет врагов опустить оружие. Маргарита разгневана нарушением клятвы прекратить распри и раздоры.
Сен-Бри сообщает, что его дочь стала женою Невера, и просит королеву принять участие в свадебном празднике.

Действие четвертое
Капелла в доме Сен-Бри. Валентина в молитве ищет забвения своему чувству к Раулю, которое после замужества считает греховным. Неожиданно вбегает Рауль. Узнав, что Валентина его любит, он пришел вымолить ее прощение и проститься с нею.
Слышатся чьи-то шаги. Валентина прячет Рауля. Входят Сен-Бри, Невер и прочие дворяне-католики. Сен-Бри объявляет, что по воле королевы-матери «настал час кровавой расплаты с врагом», и первым клянется уничтожить гугенотов. Один Невер отказывается стать убийцей. Приказав арестовать и увезти Невера, Сен-Бри посвящает всех в план заговора и предлагает сообщникам начать по первому удару колокола Сен-Жерменского аббатства  поголовное избиение гугенотов. Появляются монахи во главе со священнослужителями. Они благословляют заговорщиков, призывая «смерть и ужас нести еретикам, пощады не давать, не внимать их мольбам».
Все уходят. Рауль, который невольно стал свидетелем заговора, спешит покинуть капеллу, чтобы предупредить друзей о чудовищном плане католической знати. Желая удержать Рауля и спасти его от неминуемой гибели, Валентина снова говорит ему о своей любви. Рауль бесконечно счастлив, но удар колокола напоминает ему о наступлении страшного часа. За окнами разгорается пожар. В отчаянии оттолкнув от себя Валентину, Рауль устремляется к выходу.

Действие пятое
Варфоломеевская ночь. В старинном монастыре ищут спасения гугеноты. У монастырских ворот встречаются Валентина, Рауль и Марсель. Валентина хочет разделить судьбу любимого и принимает его веру. Поскольку муж Валентины, граф де Невер, убит как изменник, она теперь может стать женой Рауля. Пару влюбленных венчает Марсель. Появляется отряд католиков, Сен-Бри отдает приказ стрелять в «еретиков». С ужасом он узнаёт в умирающей девушке собственную дочь.

О концерте

Ныне редко исполняемые «Гугеноты» (1836) – это пышный музыкально-театральный блокбастер, базовый образец так называемой большой оперы, которая царила на французской сцене почти столетие. Иные критики превозносили «Гугенотов» до небес, другие нещадно бранили, у публики же успех сочинения был стабильным и длительным: до начала ХХ века оно не сходило с афиш по всему миру, выдержав в одной только Гранд-опера свыше тысячи представлений. Авторы бестселлера – композитор Джакомо Мейербер и либреттист Эжен Скриб – вложили в свое творение всё, что могло бы обеспечить ему популярность, и очень постарались, чтобы зритель не заскучал. На неспокойном, а в финале – кровавом, историческом фоне (Религиозные войны XVI века, Варфоломеевская ночь) разворачивается трагическая история любви протестанта Рауля и католички Валентины. Опера полна резких контрастов: на сцене то танцы, то баталии, то дворец, то кладбище, то свадьба, то резня. Сладкозвучное итальянское бельканто искусно сочетается с благородной французской декламационностью, вокальные монологи переходят в развернутые ансамбли и грандиозные массовые сцены. По части хорового письма Мейербер особенно силен; как никто, он способен создать на сцене иллюзию живой толпы. Хоры Мейербера настолько легко ложатся на слух, настолько ярки и мелодичны, что прямо-таки искушают зал подпевать; один из секретов обожания «Гугенотов» заключается именно в эффекте участия зрителей в водовороте сценических событий. Ни Вагнер, ни Верди, ни Мусоргский не обошли стороной мейерберовские находки в области хоровой музыки. Роскошен и оркестр Мейербера, композитор умел мастерски смешивать краски, не боясь использовать дерзкие комбинации инструментов и диковинные тембры (старинная виоль д’амур в романсе Рауля). Объемная, сочная мейерберовская медь по своей красоте и мощи не отстает от вагнеровской.

Горячим поклонником «Гугенотов» был Петр Ильич Чайковский, который посещал спектакли в Париже. Свои впечатления он выразил так: «“Гугеноты” – одна из прекраснейших опер во всем лирическом репертуаре, и не только музыканту по профессии, но и всякому сколько-нибудь образованному дилетанту дорога эта превосходная музыка, с ее удивительнейшей, первенствующей между всеми произведениями подобного рода, любовной сценой IV акта, с ее превосходными хорами, с ее полной новизны и оригинальных приемов инструментовкой, с ее порывисто-страстными мелодиями, с ее искусной музыкальной характеристикой Марселя, Валентины, религиозного фанатизма католиков и пассивного мужества гугенотов». Соглашаясь с авторитетным мнением соотечественника, Мариинский театр обогащает свой репертуар этим великолепным произведением. Христина Батюшина


Продолжительность концерта 1 час 40 минут
Концерт пройдет без антракта

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)