Санкт-Петербург, Концертный зал

Орлеанская дева (II акт оперы, концертное исполнение)


ИСПОЛНИТЕЛИ:
Иоанна – Юлия Маточкина
Агнесса Сорель – Елена Стихина
Карл VII – Сергей Скороходов
Архиепископ – Станислав Трофимов
Дюнуа – Владислав Куприянов
Лоре – Глеб Перязев

Ансамбль Академии молодых оперных певцов Мариинского театра
Симфонический оркестр Мариинского театра 
Дирижер – Валерий Гергиев


В ПРОГРАММЕ:
Петр Чайковский
Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»
«Орлеанская дева» (II акт оперы, концертное исполнение)


Вход для зрителей откроется за 45 минут до начала концерта
Концерт пройдет без антракта

О концерте

«Орлеанская дева» – самая монументальная и амбициозная оперная работа Чайковского. После премьеры в Мариинском театре в 1881 году, она не задержалась в репертуаре и вернулась на театральные подмостки лишь в XX веке. В послевоенном Ленинграде в героическом образе Иоанны д’Арк на сцену Кировского театра выходила знаменитая меццо-сопрано Софья Преображенская (существует полная аудиозапись оперы этого времени под управлением Бориса Хайкина). Примеры постановок «Орлеанской девы» немногочисленны, сегодня опера остается репертуарной редкостью. Среди последних постановок наших дней – спектакль Театра ан дер Вин с Леной Белкиной в главной партии.
«Орлеанская дева» написана между «Евгением Онегиным» и «Мазепой», в 1878–1879 годах. Либретто на основе драмы Шиллера в переводе Василия Жуковского готовил сам композитор (к драме Шиллера обращался и Джузеппе Верди, написавший свою «Жанну д’Арк» в 1845-м). Для этого Петр Ильич изучил «целую маленькую библиотеку по части Jeanne d’Arc»: книги французских историков Анри Валлона и Жюля Мишле, драму Жюля Барбье и либретто оперы «Орлеанская дева» Огюста Мерме. Начало оперы, декоративную жанровую сцену первого действия, Чайковский, скорее всего, позаимствовал у Мерме. Второй и последний раз Чайковский-либреттист отступил от драмы Шиллера в финале: героиня оперы гибнет не в бою, а на костре. По свидетельству Модеста Чайковского, его брат незадолго до своей кончины выражал намерение изменить последнюю картину, сделать ее «по Шиллеру». Посвящена опера дирижеру Эдуарду Направнику.
«Орлеанская дева» написана в духе grand opéra – большой французской исторической оперы: мощные хоровые сцены, балет, пышные ансамбли, торжественные процессии. Ораториальная природа «Орлеанской девы» – один из самых серьезных вызовов, которые бросает эта партитура постановщикам. «На стиле “Орлеанской девы” лежит печать вдумчивости, вглядывания, даже некоторого холодка рассудочности» (Б. Асафьев). Центральный образ Девы решен в героических красках, здесь нет той психологической разработки характера, который привычно ожидать от Чайковского. По замечанию Асафьева, композитор «возносит героиню на эффектные оперные ходули героизма и в конце концов с них свести ее не может». Партию Иоанны Чайковский изначально предполагал для большого драматического сопрано, однако при подготовке к первому исполнению оперы в Мариинском театре партию пришлось адаптировать для меццо-сопрано. Роль Иоанны в XX веке примеряли на себя такие выдающиеся певицы, как Ирина Архипова, Нина Раутио, Вальтрауд Майер. После долгого перерыва «Орлеанская дева» готовится к возвращению на сцену Мариинского театра.

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход