Санкт-Петербург, Концертный зал

Набукко

опера в четырех действиях (концертное исполнение)

Исполняется на итальянском языке (сопровождается синхронными титрами на русском языке)

Музыка  Джузеппе Верди
Либретто Темистокле Солеры по трагедии Анисе-Буржуа


ИСПОЛНИТЕЛИ:
Набукко – Геворг Акопян
Измаил – Александр Михайлов
Захария – будет объявлено позднее
Абигайль – Млада Худолей
Фенена – Наталья Евстафьева

Хор и Симфонический оркестр Мариинского театра
Главный хормейстер – Андрей Петренко
Дирижер – Альвизе Казеллати

Краткое содержание

Действие первое. Иерусалим
Евреи молятся о том, чтобы ассирийские полчища, осаждающие Иерусалим, рассеялись и нечестивец не занял трон Давида. Первосвященник Захария сообщает о надежде на спасение: в руках евреев младшая дочь Набукко – Фенена, которая будет драгоценным залогом в переговорах с царем Вавилона.
Военачальник Измаил приносит весть о наступлении Набукко. Захария хочет поручить Измаилу стеречь Фенену, но оказывается, что молодые люди любят друг друга… Измаил клянется освободить возлюбленную из плена.
Во главе вавилонских воинов появляется Абигайль, старшая дочь Набукко, которая тоже любит Измаила… Абигайль провозглашает славу Набукко. Наконец, появляется сам вавилонский царь. Фенена бросается к отцу, затем к Измаилу, и тут Захария успевает перехватить ее и занести над ней кинжал. Набукко пытается выиграть время, Абигайль же надеется, что теперь ее сестра-соперница погибнет. Внезапно Измаил вырывает кинжал у Захарии и освобождает Фенену. Ассирийцы тут же набрасываются на побежденных. Евреи проклинают Измаила.

Действие второе. Нечестивец
Набукко вновь отправился с войском в Иудею, оставив трон Фенене. Тем временем Абигайль удалось заполучить и уничтожить документ, свидетельствующий, что она на самом деле не дочь Набукко, а дочь рабов. Верховный жрец Ваала сообщает ей, что Фенена освободила пленных евреев и что заговорщики уже распространили весть о смерти Набукко, чтобы провозгласить царицей Абигайль.
Захария провозглашает новое чудо Бога Израиля: Фенена, дочь вавилонского царя, примет иудейскую веру. Левиты вновь проклинают Измаила, но Анна сообщает им, что Фенена, которую он спас, отныне стала одной из них, а значит, Измаил прощен.
Абдалло сообщает о гибели Набукко и призывает Фенену бежать, но Фенена не собирается уступать трон сестре. В момент, когда Абигайль пытается отнять у нее корону, появляется Набукко. Ассирийские воины вновь присягают ему. Набукко приказывает уничтожить евреев, Фенена пытается защитить их, объявляя, что она тоже еврейка.
Набукко провозглашает себя богом. Небеса карают его, отнимая рассудок. Корона оказывается в руках Абигайль.

Действие третье. Пророчество
Триумф Абигайль. Появляется безумный Набукко. Абигайль выманивает у него перстень с печатью, дабы скрепить ею смертный приговор для народа Израиля. Набукко понимает, что это означает смерть и для Фенены. Пытаясь спасти родную дочь, он напоминает Абигайль о ее рабском происхождении – в ответ Абигайль показывает ему обломки таблички, на которой была сделана запись о ее настоящих родителях. Набукко берут под стражу.
В вавилонском плену евреи вспоминают об утраченной родине. Захария предрекает спасение Израиля и гибель Вавилона.

Действие четвертое. Поверженный идол
В темнице Набукко слышит крики: «Смерть Фенене!» В отчаянии он отрекается от вавилонских идолов и обращается к Богу Израиля. Абдалло вместе с верными Набукко воинами освобождает своего царя и возвращает ему корону.
Евреи ожидают казни. Появляется Набукко, он прославляет Бога Израиля. Евреи и ассирийцы присоединяются к нему. Абигайль выпила яд. Умирая, она просит прощения у Фенены и обращается к Иегове.

О концерте

В основу оперы Верди «Набукко» положен библейский образ царя Навуходоносора. В Библии он наделен двойственным значением. С одной стороны, Навуходоносор – жестокий тиран, злой мучитель, отправивший в раскаленную печь трех еврейских отроков. С другой стороны, он мудрый правитель, по-своему благоволивший к плененному им еврейскому народу и избравший себе в собеседники пророка Даниила; человек, прошедший сложный духовный путь от упоения земным могуществом к признанию Бога и примирению с Ним. С именем Навуходоносора связаны возрождение Вавилона и новая попытка достроить Вавилонскую башню. Но перед Богом намерения царя безумны, и Навуходоносор оказывается прóклятым: «Тебе говорят, царь Навуходоносор: царство отошло от тебя! И отлучат тебя от людей, и будет обитание твое с полевыми зверями; травою будут кормить тебя, как вола, и семь времен пройдут над тобою!»
В оперном либретто Темистокле Солеры ветхозаветный мотив самовозвышения, наказания безумием и покаяния переплетается с полностью вымышленными или заимствованными из других источников сюжетными линиями. К основной линии, дающей композитору возможность эффектно изобразить сцену проклятия и последующее безумное состояние Набукко, либреттист присоединил мотив столкновения двух народов – вавилонян и иудеев, добавил сюжет соперничества двух дочерей Набукко и обозначил традиционную любовную интригу. Все это предназначалось для немецкого композитора Отто Николаи, который за оперу так и не принялся.
Шел 1840 год – самый страшный в жизни Верди. Один за другим от непонятных болезней умирают сначала дети композитора, а затем и его жена Маргерита. Летом 1840-го Верди остается совершенно один. По злой иронии судьбы он должен был завершить комическую оперу («Король на час, или Мнимый Станислав»). Провал оперы стал последним ударом по самообладанию Верди. Последовавшая глубокая депрессия привела к тому, что он зарекся когда-либо сочинять оперы.
Рождение «Набукко» – первой настоящей вердиевской оперы – происходило против воли автора. Несмотря на сопротивление композитора, судьба и талант заставляли его записывать нотные строчки.
Можно сказать, что в этой опере Верди впервые обретает свое лицо. В «Набукко» появляется первый настоящий вердиевский герой, точнее, героиня – ревнивая и коварная дочь вавилонского царя Абигайль. Не имеет значения то, что эта роль – абсолютно отрицательная. Главное – ее внутренняя сила, темперамент и страсть. Верди впервые создает партию «неистового сопрано», используя регистровые контрасты для усиления драматической характеристики персонажа. А главным драматургическим персонажем «Набукко» становится хор. Хоровые эпизоды – истинное достояние этой партитуры. Новая музыкальная интонация Верди призвана отразить эмоции толпы. С этого началось сочинение оперы – взор композитора упал на случайно открывшуюся страницу либретто с текстом «Лети, моя мысль, на золотых крыльях…». Хор плененных иудеев, молящихся о спасении, библейская надежда, в них заключенная, – скорбная, трепетная и сильная одновременно, перекликающаяся с псалмом Давида «На реках Вавилонских», – вдохновили Верди на истинный шедевр.
Даниил Шутко


Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)