Санкт-Петербург, Концертный зал

Весталка

опера в трех действиях (концертное исполнение)

Исполняется на французском языке (сопровождается синхронными титрами на русском языке)


Концерт перенесен, дата будет объявлена позднее
Четвертый концерт 213-го абонемента

Музыка Гаспаре Спонтини 
Либретто Этьена де Жуи

Музыкальный руководитель – Лариса Гергиева
Хормейстер – Павел Теплов


ИСПОЛНИТЕЛИ:
Солисты Академии молодых оперных певцов Мариинского театра
Симфонический оркестр Мариинского театра
Дирижер – Федерико Санти


Мировая премьера оперы: 15 декабря 1807 года, Императорская академия музыки (Парижская опера)


Музыкальные материалы предоставлены SCHOTT MUSIC GmbH & Co, Mainz, Германия

О концерте

«Весталка» Гаспаре Спонтини принадлежит к числу опер, чье название широко известно, а музыка – едва ли. Стоит добавить: сегодня. Двести лет назад это сочинение пользовалось оглушительным успехом и сделало своего автора главным оперным композитором эпохи Наполеона. Сама императорская чета также принадлежала к числу поклонников произведения; именно вмешательство Жозефины помогло Спонтини преодолеть театральные интриги и добиться премьеры в Парижской опере – в 1807-м, спустя два года после создания. Благоволение Наполеона к «Весталке» политически дальновидно: в первой же сцене появляется главный мужской персонаж Лициний, бывший плебей, ставший полководцем-триумфатором, спасителем Рима, на чье чело благодарный народ руками прекрасной весталки возлагает лавровый венок. Выгодная для Бонапарта параллель прослеживается и дальше: в борьбе за счастье герои преодолевают религиозно-социальное табу, рискуют, едва не погибают, но выходят победителями, и даже боги – на их стороне. Актуальной в только что созданной империи была и сама древнеримская тематика, античность как культурно-пропагандистская модель; «Весталка» – это совершенный образец музыкального ампира. Но и после низложения диктатора опера оставалась популярной – вплоть до середины XIX столетия.

Во второй половине века пришли другие кумиры, и роль Спонтини в истории музыки превратилась в промежуточную: между классицизмом и романтизмом, между tragédie lyrique и grand opéra, между Глюком и Вагнером/Верди, между операми-сериа Моцарта и «Вильгельмом Теллем» Россини. Из великих имен рядом с «Весталкой» – только Бетховен («Фиделио», 1804). Попав «на слабую долю» в истории оперного жанра, шедевр Спонтини оказался в тени тех самых сочинений, чье появление без него было бы невозможным.

Берлиоз посвятил «Весталке» свою первую музыкально-критическую работу, где назвал ее «мелодически роскошной оперой, изобилующей соло и ансамблями». Мелодические красоты «Весталки» предвосхищают упоительный мелос Беллини и Доницетти, а обилие разнообразных диалогов, монументальный пафос хоровых фресок, богатый и гибкий оркестр (с усилением роли гобоев, кларнетов и валторн) – Вагнера. Недаром молодой дрезденский капельмейстер разучил в 1844 году «Весталку» со своими артистами и пригласил ее автора лично встать за дирижерский пульт. Трехзвучный мотив «секунда вниз, терция вверх» в момент тайной встречи Лициния с Юлией в храме Весты (второй акт) отпечатался в сознании Вагнера так глубоко, что десятилетия спустя зазвучал в его «Кольце нибелунга» в качестве лейтмотива судьбы.

В основе «Весталки» лежит классический конфликт между общественным долгом и личным чувством, между социумом и индивидуумом. Опера названа очень точно – La Vestale, «Весталка», а не, скажем, «Лициний и Юлия». Именно Юлия, сильная и нежная, страдающая и любящая, – стержень всей истории, даже Лициний уступает ей в многоплановости и глубине образа. От певицы, исполняющей титульную партию, требуется исключительное мастерство – и вокальное, и драматическое; эмоциональный спектр главной героини простирается от бездны отчаяния до восторженного ликования. Лучшей Юлией ХХ века признана Мария Каллас в легендарном спектакле Висконти в Ла Скала. В ХХI столетии постановки «Весталки» остаются единичными случаями. Такое же уникальное художественное событие – «Весталка» на мариинской афише, подарок, приготовленный артистами Академии молодых оперных певцов всем петербургским опероманам. Христина Батюшина

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход