Санкт-Петербург, Концертный зал

Шостакович. Гаврилин. Свиридов. Прокофьев


Ко дню снятия блокады Ленинграда

ИСПОЛНИТЕЛИ:
Солисты:
Анна Кикнадзе
Ирина Шишкова
Григорий Чернецов
Федор Ухатов

Чтец – Александр Маскалин

Aнсамбль Академии молодых оперных певцов Мариинского театра
Хормейстер – Павел Теплов

Детский хор телевидения и радио Санкт-Петербурга
Главный хормейстер – Игорь Грибков

Симфонический оркестр Мариинского театра
Дирижер – Николай Хондзинский


В ПРОГРАММЕ:
Дмитрий Шостакович
Камерная симфония, соч. 110а

Валерий Гаврилин
Кантата «Военные письма»

Георгий Свиридов
«Маленький триптих»

Сергей Прокофьев
Оратория «На страже мира», соч. 124

О концерте

Этот концерт можно было бы назвать «Война и мир»: в четырех сочинениях программы слышны отзвуки Великой Отечественной войны, а затем наступает спокойствие и отсутствие вражды – «мир» в том значении, в каком это слово вынес на обложку своего романа Лев Толстой. Основные сюжеты концерта те же, что в толстовской книге: как во времена потрясений соотносится общемировое и частное, где проходят границы интимного и парадного? Каким языком рассказать о пережитом? Например, Камерную симфонию – Струнный квартет № 8, переложенный для камерного оркестра, – Дмитрий Шостакович посвятил памяти жертв фашизма и войны, но написал его прежде всего о самом себе и о собственных потерях: струнные истово повторяют цепь четырех нот, D – Es – C – H, составляющих инициалы автора, а во второй части звучит автоцитата из Трио памяти Ивана Соллертинского, ближайшего друга композитора, ушедшего из жизни в эвакуации.
«Военным письмам» Валерия Гаврилина не пристало пышное слово «кантата». Хотя задействованы два солиста, детский и смешанный хоры и оркестр, композитор нашел интимную интонацию, сплавил прозаическо-горькое и сказочно-волшебное – и музыка стремится к эстрадной легкости. Недаром премьеру «Военных писем» в 1974 году исполняли Эдуард Хиль и Таисия Калинченко и происходила она в БКЗ «Октябрьский».
«Маленький триптих» Георгия Свиридова с «сороковыми, роковыми» впрямую не связан. Это, скорее, обобщенные образы большой страны в годы спокойствия и бури (каждый слушатель волен составить свою программу: автор не оставил никакой). Наконец, редко исполняемая оратория Сергея Прокофьева «На страже мира» на слова Самуила Маршака уже не только «мир», но и «мiр», то есть планета: все страны и народы выступают против разжигателей новых войн. Четыре пьесы и четыре композитора, воспитанные в Петербурге – Ленинграде, – лучшая программа, какой можно отметить второй день рождения города.
Богдан Королёк

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход