Этот концерт можно было бы назвать «Война и мир»: в четырех сочинениях программы слышны отзвуки Великой Отечественной войны, а затем наступает спокойствие и отсутствие вражды – «мир» в том значении, в каком это слово вынес на обложку своего романа Лев Толстой. Основные сюжеты концерта те же, что в толстовской книге: как во времена потрясений соотносится общемировое и частное, где проходят границы интимного и парадного? Каким языком рассказать о пережитом? Например, Камерную симфонию – Струнный квартет № 8, переложенный для камерного оркестра, – Дмитрий Шостакович посвятил памяти жертв фашизма и войны, но написал его прежде всего о самом себе и о собственных потерях: струнные истово повторяют цепь четырех нот, D – Es – C – H, составляющих инициалы автора, а во второй части звучит автоцитата из Трио памяти Ивана Соллертинского, ближайшего друга композитора, ушедшего из жизни в эвакуации.
«Военным письмам» Валерия Гаврилина не пристало пышное слово «кантата». Хотя задействованы два солиста, детский и смешанный хоры и оркестр, композитор нашел интимную интонацию, сплавил прозаическо-горькое и сказочно-волшебное – и музыка стремится к эстрадной легкости. Недаром премьеру «Военных писем» в 1974 году исполняли Эдуард Хиль и Таисия Калинченко и происходила она в БКЗ «Октябрьский».
«Маленький триптих» Георгия Свиридова с «сороковыми, роковыми» впрямую не связан. Это, скорее, обобщенные образы большой страны в годы спокойствия и бури (каждый слушатель волен составить свою программу: автор не оставил никакой). Наконец, редко исполняемая оратория Сергея Прокофьева «На страже мира» на слова Самуила Маршака уже не только «мир», но и «мiр», то есть планета: все страны и народы выступают против разжигателей новых войн. Четыре пьесы и четыре композитора, воспитанные в Петербурге – Ленинграде, – лучшая программа, какой можно отметить второй день рождения города.
Богдан Королёк