Санкт-Петербург, Концертный зал

Карлик

концертное исполнение оперы

Исполняется на немецком языке (сопровождается синхронными титрами на русском языке)


Музыка Александра фон Цемлинского
Либретто Георга Кларена по сказке Оскара Уайльда «День рождения инфанты»

Хормейстер – Павел Теплов


ИСПОЛНИТЕЛИ:
Карлик – Савва Хастаев
Донна Клара – Екатерина Латышева
Гита – Анна Матис
Дон Эстобан – Денис Беганский

Ансамбль Академии молодых оперных певцов Мариинского театра
Концертмейстеры – Василий Попов, Анатолий Кузнецов, Наталья Соболева, Зарина Джатиева
Симфонический оркестр Мариинского театра
Дирижер – Николай Хондзинский

О концерте

Из восьми опер Александра Цемлинского «Карлик» (1919–1921) относится к двум наиболее популярным. Другая – «Флорентийская трагедия» (1916). Обе одноактные оперы написаны на либретто по произведениям Оскара Уайльда. В основе сюжета обеих – трагедия любви внешне уродливого мужчины к прекрасной, но жестокой женщине. С 1980-х годов, когда забытый в середине ХХ века Цемлинский стал постепенно возвращаться в концертные и оперные афиши, эти две оперы часто ставят как диптих. В Мариинском театре он оказался разделен почти двумя десятилетиями: «Флорентийскую трагедию» исполнили на «Звездах белых ночей» 1999 года, «Карлик» звучит в Петербурге впервые. В программу фестиваля его предложил включить Леон Ботстайн, американский дирижер, авторитетный музыковед, редактор старейшего музыковедческого журнала The Musical Quarterly. На прошлых фестивалях под его управлением прозвучали «Орестея» Танеева и «Кандид» Бернстайна.
Принято подчеркивать автобиографизм «Карлика»: опера по сказке Уайльда «День рождения инфанты» причудливо отражает историю отношений Цемлинского и Альмы Шиндлер-Малер. Падчерица основателя сецессиона Карла Молля и первая красавица Вены эпохи югендстиля, Альма брала у Цемлинского, тогда успешного молодого дирижера и композитора, уроки, писала романсы. В своих поздних воспоминаниях она отмечала, что Цемлинский был самой большой страстью ее жизни, не забывая тут же подчеркивать, как он был некрасив.
Моду на оперы по Уайльду ввел в Вене Рихард Штраус, и Инфанта Цемлинского во многом похожа на штраусовскую Саломею: в ее поведении соединяются жестокое дитя, далеко зашедшее в своей игре, и капризно-чувственная женщина. Молодой литератор Георг Кларен, восторженный читатель Фрейда и Вейнингера, адаптируя для Цемлинского сказку, внес важные изменения: Инфанта, которой у Уайльда 12 лет, повзрослела, а Карлик, ее бессловесная игрушка, обрел голос, превратился в сочинителя песен. Оперная Инфанта легкомысленно-коварна: она внушает Карлику любовь и говорит, что тоже любит его. Она подстраивает так, чтобы он увидел себя в зеркале. Как и у Уайльда, осознав свое уродство, Карлик умирает от разбитого сердца. От нарядной, манерной прозы уайльдовской сказки в опере остались лишь несколько смутно испанских интерлюдий, в остальном же Цемлинский, последователь Вагнера и Штрауса, пренебрегает колоритом ради музыкальной драмы.
Слушателю «Карлика» Цемлинский открывается как великолепный мастер оркестрового письма: роскошного, переменчивого, чувствительного к психологическим нюансам драмы.
Оркестр – главный нарратор оперы, но к певцам Цемлинский щедр, особенно к главному герою, «песни» которого отличает редкий для экспрессионистской оперы мелодизм.
Карлика убивает его отражение в зеркале, но прежде его околдовывает, завораживает собственный голос, поглощает восторженный лиризм его гимнов возлюбленной Инфанте – и нас, слушателей, вслед за ним.
Кира Немировская

Возрастная категория 12+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 28 июля 2012 г. N139-Ф3 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты Российской Федерации