Санкт-Петербург, Концертный зал

Пан воевода


концертное исполнение оперы

Cопровождается синхронными титрами на русском языке
Римский-Корсаков – 175

Исполнители

Воевода – Андрей Серов
Мария Оскольская – Екатерина Латышева
Болеслав Чаплинский – Александр Трофимов
Ядвига Запольская – Татьяна Старкова
Олесницкий – Григорий Чернецов
Дзюба – Павел Шмулевич
Пославский – Ярослав Петряник
Дорош – Денис Беганский
Маршалок воеводы – Игорь Барбаков

Возрастная категория 6+

Авторы и постановщики

Музыка Николая Римского-Корсакова
Либретто Ильи Тюменева

Хормейстер – Павел Теплов
Ответственный концертмейстер – Лариса Гергиева

Краткое содержание

Действие происходит в Польше в XVI–XVII столетиях

Действие первое
Ясным летним днем на опушке леса Болеслав Чаплинский встретился со своей невестой Марией. Молодые люди мечтают о скорой свадьбе. Слышны охотничьи рога. «Опять с толпой приятелей безбожных по нашим нивам рыщет Воевода, – замечает Чаплинский. – Он так могуч, и родовит, и знатен, что для него и сам король не страшен. Ему закон и право нипочем». Мария рассказывает жениху, что как-то встретила Воеводу в лесу; он показался ей растерянным и смущенным. Не желая встречаться с ним, Чаплинский и Мария углубляются в лес.
Появляется Воевода в сопровождении гостей и охотников. Они располагаются на лужайке. Среди гостей – возлюбленная Воеводы, пани Ядвига. Воевода мрачен и не принимает участия в общем веселье. Он не может забыть красавицу, которую увидел недавно в лесу. Гости разбредаются, гуляя по лесу. На лужайку выходит Мария. Пылкие признания Воеводы пугают девушку. Она хочет бежать, но Воевода загораживает ей путь. На зов Марии из леса выбегает Чаплинский. Воевода велит слугам связать Чаплинского и бросить в лесу. Возвращаются гости; Воевода объявляет, что женится на Марии.

Действие второе
Ночной порой на пасеку старого колдуна Дороша приходит Ядвига. Она хочет узнать свою судьбу. Дорош ворожит: женой Воеводы станет Мария. Вне себя от гнева и ревности, Ядвига просит Дороша дать ей яду. Она обещает свою любовь Олесницкому, влюбленному в нее юноше, если он поможет ей рассчитаться с Воеводой. В лесу слышны голоса. Это друзья Чаплинского собрались, чтобы обдумать, как вырвать Марию из рук Воеводы. Шляхтич Пославский предлагает в день свадьбы напасть на замок Воеводы и освободить Марию. Ядвига подслушивает их сговор.

Действие третье
Свадебное пиршество у Воеводы. Все веселы, одна лишь Мария бледна и задумчива. Под торжественные звуки полонеза гости выходят в сад. Появляется Ядвига. Пользуясь отсутствием гостей, она хочет незаметно всыпать яд в кубок Марии. Вместе с гостями возвращается в зал Воевода, и застигнутая врасплох Ядвига вынуждена сказать, что пришла предупредить о готовящемся нападении на замок. Ее слова подтверждаются: из сада слышны выстрелы. Толпа вооруженных шляхтичей во главе с Чаплинским врывается в зал. Завязывается ожесточенная схватка.

Действие четвертое
Утро в замке. Чаплинский взят в плен, и его ждет казнь. В ответ на мольбы Марии, просящей пощадить Чаплинского, Воевода требует: «Скорей пред замком приготовить плаху… созвать сюда гостей, и через час чтоб был палач готов». Из сада в зал спешит Олесницкий с бокалами вина для новобрачных. Ядвига велит ему влить яд в кубок Марии. Между тем Воевода горько раскаивается в своей измене Ядвиге и говорит, что только с нею он мог быть счастлив. Самолюбие Ядвиги удовлетворено. Олесницкий видит Ядвигу в объятиях Воеводы. Возмущенный ее коварством, он решает отравить не Марию, а Воеводу. Вместе с гостями Олесницкий входит в зал и подносит новобрачным кубки, наполненные вином. Вводят Чаплинского. Воевода хочет, чтобы все видели, какая расправа грозит каждому, кто осмелится поднять руку на Пана воеводу. Но внезапно он падает замертво. Мария приказывает слугам освободить Чаплинского.

О спектакле

Судьба Римского-Корсакова тесно связана с Мариинским театром. Здесь состоялись премьеры семи из пятнадцати его опер, а остальные неоднократно ставились на этой сцене в разное время. Единственным исключением оказался «Пан воевода», который не был исполнен в Мариинском ни при жизни композитора, ни после его смерти – и впервые появился в афише на фестивале, посвященном 175-летию мастера.
Необычная судьба этого произведения отчасти связана с местом, которое оно занимает в наследии Римского-Корсакова. «Пан воевода» создавался в 1902–1903 годах, в перерыве между «Кащеем Бессмертным» и «Сказанием о невидимом граде Китеже и деве Февронии» – важными операми композитора, потребовавшими от него полной отдачи творческих сил.
В отличие от большинства оперных сочинений Римского-Корсакова «Пан воевода» написан на сюжет не из русской жизни (впрочем, как и созданные незадолго до него «Сервилия» и «Моцарт и Сальери»). Действие происходит в Польше в XVI–XVII веках. Этот выбор не случаен: еще с Глинки, включившего «польский акт» в «Жизнь за царя», романтический образ Польши стал частью русской музыки, а Римский-Корсаков был очарован Польшей благодаря гению Шопена, которого он любил и считал величайшим мелодистом. На истоки замысла он прямо указал в посвящении: «Памяти Фредерика Шопена».
Раздумывая над сюжетом нового сочинения, Корсаков заказал Илье Тюменеву либретто, которое должно было представлять собой «пьесу из польского быта драматического содержания XVI–XVII столетия, без политической окраски» с «фантастическим элементом в виде гаданья или колдовства». Либретто отвечало складу дарования композитора: в опере создан романтический образ Польши – с зажигательными танцами и мелодичными ариями и ариозо, ночными гаданиями, роковой страстью, местью, пирами и дивертисментами, что-то вроде «Майской ночи», но с польским колоритом. Однако, в отличие от «Майской ночи», в «Воеводе» присутствуют традиционные элементы ходульного оперного либретто, не обусловленные внутренним психологическим действием, на которые композитору с его тонким драматическим чутьем было трудно отозваться. Неудивительно, что корсаковская магия утихает в эти моменты, полно разворачиваясь везде, где сюжет дает простор для вдохновения, будь то романтические народные сцены или лирические фрагменты.
Премьера оперы состоялась в театре Санкт-Петербургской консерватории силами антрепризы Алексея Церетели 3 октября 1904 года. 2 мая 1905 года «Пан воевода» был поставлен в Варшаве, на сцене Большого театра, а 27 сентября 1905 года опера прозвучала в московском Большом театре под управлением Сергея Рахманинова. В XX веке «Пан воевода» звучал гораздо реже, чем другие сочинения композитора, хотя в 1951-м Самуил Самосуд с Хором и оркестром Всесоюзного радио осуществил запись оперы на фирме «Мелодия».
Екатерина Юсупова



Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)