Санкт-Петербург, Зал Прокофьева

Белые ночи


опера Юрия Буцко

Исполнители

Исполняют солисты Академии молодых оперных певцов Мариинского театра
Мечтатель – Артем Мелихов
Автор (Рассказчик) – Николай Емцов
Настенька – Анастасия Донец
Молодой человек – Савва Хастаев

Партия фортепиано – Василий Попов

Продолжительность спектакля 1 час
Спектакль идет без антракта

Возрастная категория 12+

Авторы и постановщики

Музыка Юрия Буцко
Либретто Юрия Буцко по мотивам повести Федора Достоевского

Музыкальный руководитель – Лариса Гергиева
Режиссер – Алексей Степанюк
Ответственный за сценическое оформление – Иван Толстов
Художник по свету – Андрей Понизовский
Режиссер-ассистент – Илья Устьянцев

Краткое содержание

Ночь первая. Молодой человек, называющий себя Мечтателем, видит у ограды канала плачущую девушку и пытается утешить ее. После долгой беседы они договариваются вновь встретиться завтра. «Только не влюбляйтесь в меня, я вас прошу. Этого нельзя, совершенно нельзя», – говорит на прощание девушка, имя которой – Настенька.

Ночь вторая. Мечтатель рассказывает о своей странной жизни: «Взгляни, как на свете становится холодно. И куда схоронил свое время?» В ответ Настенька решается открыть тайну. Однажды в доме, где она живет с бабушкой, остановился молодой человек. Настенька полюбила его и собралась бежать с ним. Юноша тоже полюбил Настю, но по бедности не мог жениться на ней тотчас; они условились встретиться через год. Теперь срок прошел, жених вернулся в город, но не появился в условленный час – вот причина вчерашних Настиных слез. Мечтатель решает помочь девушке, передав жениху письмо от нее.

Ночь третья. Жених Настеньки так и не появился. Взволнованный Мечтатель признается ей в любви; в ответ она говорит, что больше не любит своего кавалера. Наконец тот приходит. «Простите нас, помните и любите вашу Настеньку!» Мечтатель вновь остается один.

Утро. «О блаженство! Целая минута блаженства! Да разве мало этого хоть бы и на всю жизнь человеческую?»


Перелом эпох в советском оперном театре можно обозначить 1963 годом: тогда студент Московской консерватории Юрий Буцко (1933–2015) написал монооперу «Записки сумасшедшего» по Гоголю. Монументальная, народная, героическая советская опера как художественное явление завершилась, свои права на сценическое и музыкальное время заявил герой-одиночка.
В 1968-м Буцко заканчивает оперу «Белые ночи» на текст повести Достоевского. Хотя в ней действуют два персонажа, Мечтатель и Настенька, она обнаруживает черты монооперы, доверительного монолога, обращенного к публике. Действие взято в рамку рассказа от первого лица (сохраняется даже трогательное обращение «любезный читатель»). Все важнейшие события оперы мы наблюдаем именно глазами Мечтателя. Например, появление Настиного жениха в кульминации: музыкальная ткань сгущается, оркестр бьется, словно пульс в ушах от волнения, фигура молодого человека подобна страшному наваждению белой ночи – сошедшему с постамента Медному всаднику, пришедшему разлучить героя с возлюбленной и вновь оставить одиноким под бледным петербургским небом.
Буцко продолжает традицию использования в либретто неизменных прозаических текстов, идущую от Даргомыжского и Мусоргского. В «Белых ночах» угадывается сильное влияние опер Шостаковича и Прокофьева (от последнего – гибкость интонации и любовь к остинатным формам). Мечтатель неожиданно оказывается родственником Алексея из прокофьевского «Игрока»: тот же высокий тенор, те же прихотливые изгибы и скачки вокальной линии, те же нотки характерности, хотя и без эмоционального напора и нахальства его азартного предшественника. Колорит оперы довольно мрачен: петербургская белая ночь воспалена, она сулит недоброе, ее счастье зыбко. Лишь иногда наступает просветление, герои находят утешение в слезах, недаром опера носит подзаголовок «сентиментальная».
Долгое время «Белые ночи» были известны только по пластинке фирмы «Мелодия». В изумительной записи звучат голоса Галины Писаренко и Анатолия Мищевского, оркестром Всесоюзного радио и телевидения дирижирует Геннадий Рождественский. Лишь в 2011 году опера была впервые поставлена в России – в сезон белых ночей, в конце мая, во дворе-колодце театра «Санктъ-Петербургъ опера». В «театральной фантазии» Юрия Александрова сам Достоевский сидел за столом и катался по тротуарной плитке, а основное действие разворачивалось вокруг кровати Мечтателя. Критика отнеслась прохладно к постановке и – паче чаяния – к музыке. Возможно, Петербург просто приревновал композитора-москвича к своему сюжету. Богдан Королёк


Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)