23 февраля в Концертном зале пройдет первый в его истории сольный флейтовый вечер. В первом отделении будет солировать Вальтер Ауэр (Венский филармонический оркестр), во втором – Жюльен Бодиман (оркестр Национальной оперы Лиона, Лионская консерватория). В ансамбле с пианистом Петром Лаулом они представят программу из сочинений для флейты и фортепиано, почти все из которых прозвучат в Концертном зале впервые.
Репертуар флейты в XIX веке был не столь богат, как в предшествующие эпохи, и исполнители восполняли этот недостаток собственными сочинениями или транскрипциями популярной в те времена музыки. Так, Франц Шуберт написал лишь одно оригинальное сочинение для флейты – вариации на тему песни «Засохшие цветы» из вокального цикла «Прекрасная мельничиха», но сами исполнители расширяли репертуар, перекладывая шубертовские песни для флейты с фортепиано. Флейтист и музыкальный мастер Теобальд Бём сочинил несколько десятков пьес для флейты, как на оригинальные, так и на заимствованные темы. В основе его фантазии, включенной в программу концерта, – чрезвычайно популярная в XVIII–XIX веках шотландско-ирландская песня «Робин Адэр».
Джулио Бриччальди, в Италии прозванный «флейтовым Паганини», также писал для своего инструмента фантазии – прежде всего, на темы из популярных итальянских опер, но отдал дань почтения и французским композиторам, и даже Вагнеру. Впрочем, в фантазии Бриччальди на темы «Лоэнгрина» мотивы романтической оперной драмы все равно предстают в итальянском обличии, украшенные головокружительными флейтовыми пассажами.
Современная флейта легко может соперничать в гибкости и виртуозности с другими инструментами и играть музыку из их репертуара. Если «Маленький венский марш» Фрица Крейслера, написанный в оригинале для скрипки, – лишь эффектная миниатюра, то представить в версии для флейты гобойную сонату Франсиса Пуленка (у которого есть и оригинальная, очень популярная соната для флейты) – решение необычное и смелое. Традицию исполнения на флейте вокальной музыки продолжают транскрипции песен Густава Малера из цикла «Волшебный рог мальчика», выполненные Рональдом Корнфайлем.
В сочинении Неда Макгоуэна Cleveland Times, которое завершит концерт, Жюльен Бодиман продемонстрирует современные техники флейтового исполнительства, включая различные тембровые краски и игру многоголосными созвучиями.