24 января в Концертном зале Мариинского театра состоится мировая премьера: впервые прозвучит опера Давида Кривицкого «Доктор Живаго» по одноименному роману Бориса Пастернака.
История любви Юрия Живаго и Лары на фоне социально-политических катаклизмов 1917–1918 годов не потеряла актуальности и в наше время. Мы продолжаем восхищаться великим словом Пастернака: его стихи «Гамлет» («Гул затих. Я вышел на подмостки…»), «Зимняя ночь» («Мело, мело по всей земле…») и другие, положенные на музыку, обретают новые смыслы.
Написанный в 1990–1992 годах «Доктор Живаго» продолжает традиции русской классической оперы: Мусоргского, Прокофьева – в развернутых народных эпизодах, Чайковского – в лирических сценах. В то же время партитура написана ярко индивидуальным языком, ее главное качество – кантиленность, мелодичность.
Создавая либретто, Кривицкий стремился вместить в традиционную трехактную структуру главные линии и ключевые события романа. Пролог, 12 картин и эпилог («Прощальное слово») охватывают дореволюционную жизнь Юрия Живаго и его жены Тони. Бытовой фон создают две масштабные народные картины: «На Красной площади», сводящая воедино революционные сцены из романа, и «Праздник в Москве», изображающая новое, социалистическое общество. В оперу вошли также бегство Юрия и Тони Живаго в Юрятин, встреча Юрия с Ларой и жизнь их в Варыкино, партизанский лагерь, куда попадает в плен Юрий Живаго, его возвращение в Москву и внезапная гибель от сердечного приступа. Всё венчает финальное «Прощальное слово» Лары над гробом Юрия – пронзительный монолог на текст стихотворения Пастернака «Ветер».
Музыка Кривицкого удивительным образом впитала черты «авантюрно-мелодраматической техники» (Юрий Щеглов) позднего Пастернака. Здесь есть и салонно-романсовые мелодии, и разухабистые частушки, и изысканная звукопись неоромантизма конца XX столетия. Но каждое мгновение ощущается авторская интонация композитора, не дающая этим элементам перерасти в китч. В опере «Доктор Живаго» автор ведет диалог с оперным жанром, с его 400-летней традицией. Грандиозный состав – 35 солистов, тройной хор (в кульминациях он делится на 64 самостоятельные партии!), детский хор – потребовал столь мощного исполнительского ресурса, каким обладают немногие театры в России. В мировой премьере задействован весь состав Академии молодых певцов Мариинского театра, и, по словам инициатора и музыкального руководителя – народной артистки России Ларисы Гергиевой, главные партии готовят несколько групп солистов: «Мы можем позволить себе это и выбрать в итоге лучших». За дирижерский пульт встанет Николай Хондзинский, хормейстер – Павел Теплов.
Евгения Кривицкая