Никто не умел писать духовную музыку так проникновенно, как русские композиторы начала XX века. «Страстная седмица» Гречанинова, созданная в 1911 году – лучшее тому подтверждение.
Цикл основан на текстах песнопений последней недели Великого поста – самых лиричных в каноническом репертуаре. Цикл предназначался для концертного исполнения, потому ничто не мешало Гречанинову писать так, как хотелось, и его творческая энергия изливалась абсолютно свободно. Это чувствуется и в богатстве настроений, и в использовании смелых приемов, часть из которых даже не связана напрямую с текстом песнопений. Например, в «Разбойнике благоразумном» появляется неожиданная ориентальность, а в «Благообразном Иосифе» вполне традиционная мелодия звучит на фоне ритмичного колокольного баса, почти как в «Вечернем звоне» Алябьева. Отпечаток личности Гречанинова проявляется и в чуть большей эмоциональности, чем предписано традицией – даже начиная строго, он не может удержаться от экстатичных кульминаций. При жизни Гречанинова цикл прозвучал лишь дважды: на премьере в Москве 16 ноября 1912 года в исполнении Синодального хора и в следующем году в Петербурге под управлением автора.
Екатерина Юсупова