Эпиграфом к «Перезвонам»Валерия Александровича Гаврилина (1939–1999) могли бы стать его собственные поэтические строки:
На свете нет печальней повести,
Чем жить по совести…
«По моему замыслу, – говорил композитор, – сочинение должно передать душевную жизнь народа через судьбу одного человека – от рождения, через детство и юность, зрелость. К концу – бесконечная дорога, по которой идут люди, поколение за поколением, образы дороги, пути, реки жизни…». В центре «Перезвонов» – история человеческой души, духовное возрастание человека. Драматургия произведения выстроена как движение от коллективного языческого ритуала – к молитвенному преображению личности и от веселого буйства языческих по природе игрищ – к христианскому покаянию. Хоровая симфония-действо Гаврилина предполагает элементы театрализации при исполнении. Это монументальное сочинение, в котором поразительным образом слились в неразделимое целое музыка поющаяся и музыка играемая. Изумляет своей подлинной симфоничностью хоровая «оркестровка» Гаврилина, полная ярких красок и остроумных деталей. Неслучайно главному делу своей жизни Валерий Гаврилин дал имя «Перезвоны». Академик Д.С. Лихачев на склоне лет вспоминал об одном старинном русском обычае: «”Вызвонить грех” – отлить колокол, чтобы он своим звоном вымолил у Бога прощение. Или отлить колокол в чью-либо память».
Иосиф Райскин