Санкт-Петербург, Концертный зал

Царь-пастух

серенада в двух действиях (концертное исполнение)

Исполняется на итальянском языке (сопровождается синхронными титрами на русском языке)
Четвертый концерт 48-го абонемента

Исполнители

Дирижер –

Кристиан Кнапп

Аминта – Гульнара Шафигуллина
Элиза – Антонина Весенина
Александр – Иван Куликов
Тамири – Кира Логинова
Адженор – Дмитрий Колеушко

Партия фортепиано – Василий Попов

Авторы и постановщики

Музыка Вольфганга Амадея Моцарта
Либретто Пьетро Метастазио

Музыкальный руководитель – Лариса Гергиева

Краткое содержание

Действие оперы происходит в IV веке до Рождества Христова в Финикии.
Первое действие
Аминта, царский сын, в младенчестве лишенный престола, живет как бедный пастух и не подозревает о собственном титуле. Он счастлив и предвкушает свадьбу со своей возлюбленной Элизой, девушкой из благородного семейства. Элиза приносит весть о том, что великий царь Александр (подразумевается Александр Македонский) освободил родной город Аминты Сидон от тирана Стратона и хочет вернуть трон законному владыке. Вскоре является сам Александр в сопровождении своего друга и советника, финикийца Адженора. После встречи с Аминтой оба убеждены: пастух и есть разыскиваемый ими Абдолонимо, законный царь Сидона.
У Элизы нашла убежище Тамири, дочь низвергнутого узурпатора. Адженор узнает в пастушке переодетую принцессу, свою возлюбленную. Он намерен заступиться за Тамири перед Александром. Адженор сообщает Аминте, что он – сын царя и ныне будет возведен на трон. Элиза и Аминта счастливы, хотя и опасаются за свою любовь.

Второе действие
Элиза спешит к шатрам Александра в поисках возлюбленного, но Адженор преграждает ей путь: девушка не должна отвлекать царя. Не пускают к любимой и Аминту: теперь государственные дела должны быть для него важнее чувств. Аминта начинает понимать, что царский титул лишает его свободы, но он не мыслит себя без Элизы.
Адженор сообщает Александру, что дочь погибшего тирана жива. Александр намерен выдать ее замуж за Аминту. Адженор с трудом скрывает свои чувства: он не хочет мешать любимой стать царицей.
Девушки в отчаянии: Элиза не хочет терять Аминту, а Тамири – Адженора. Обе пытаются уговорить Александра изменить свое решение, однако тот стоит на своем.
В храме Геркулеса все готово к свадебному торжеству. Замысел Александра угрожает счастью четырех человек. Однако Аминта, явившись в своей старой пастушеской одежде, объявляет, что скорее окажется от царских регалий, чем от Элизы. Александр тронут и благословляет обе пары, которые отныне станут вместе править Сидоном.

О спектакле

1775 год, Моцарту девятнадцать. Суровый зальцбургский архиепископ Коллоредо, его работодатель, закрывает придворный театр: слишком дорогое удовольствие. Опер больше не будет! – для Моцарта это сильный удар. И вдруг подвернулся удачный случай: по дороге из Вены в Италию в Зальцбурге должен остановиться младший сын австрийской императрицы Марии Терезии, эрцгерцог Максимилиан Франц, ровесник Моцарта. По случаю визита молодого эрцгерцога Моцарт срочно принимается за оперу «Царь-пастух» на текст прославленного поэта Метастазио (1751). Оригинальное либретто предполагает три акта; Моцарт взял за основу сокращенную версию, которую позаимствовал у итальянского композитора Гульельми: его «Царь-пастух» шел в Мюнхене годом ранее, а именно в баварской столице Моцарт готовил постановку своей предыдущей оперы «Мнимая садовница». Моцарт писал в сжатые сроки: на создание партитуры у него было меньше двух месяцев.
«Царь-пастух» – это опера-серенада. Такая опера представляет собой нечто среднее между кантатой и оперой; ее отличают скромность инсценировки, компактная форма и идиллический пасторальный сюжет. Серенады часто исполнялись в вечернее время (sera по-итальянски означает «вечер») и посвящались какому-либо событию. Существовала давняя традиция исполнения серенад на открытом воздухе, но «Царь-пастух» прозвучал во дворце князя-архиепископа. Его премьера состоялась 23 апреля 1775 года.


Возрастная категория 6+

3 ноября 2017
19 декабря 2017
20 февраля 2018
3 апреля 2018
Царь-пастух
Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 28 июля 2012 г. N139-Ф3 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты Российской Федерации