Санкт-Петербург, Концертный зал

Аполлон и Гиацинт


опера в трех действиях (концертное исполнение)

Исполняется на латинском языке (сопровождается синхронными титрами на русском языке)
Третий концерт 48-го абонемента

Исполнители

Cолисты Академии молодых оперных певцов Мариинского театра:
Мелия – Гульнара Шафигуллина
Аполлон – Анна Кикнадзе
Эбал – Дмитрий Воропаев
Зефир – Елена Горло
Гиацинт – Диана Казарян

Возрастная категория 6+

Авторы и постановщики

Музыка Вольфганга Амадея Моцарта
Либретто Руфинуса Видля

Музыкальный руководитель – Лариса Гергиева

Краткое содержание

Краткое содержание оперы
По приказу Эбала, царя Лаконии, в храме Аполлона готовится жертвоприношение. Гиацинт, сын царя, беседует с другом Зефиром. Появляется царь с дочерью Мелией. На небе сгущаются тучи, но царь приказывает начать жертвоприношение. Удар молнии разрушает жертвенник. Царь боится, что кто-то разгневал Аполлона, но Гиацинт утешает его: люди целы и невредимы, значит, бог не хотел никого покарать — боги часто пугают людей, чтобы держать их в повиновении. К всеобщему изумлению, появляется сам Аполлон. Попав в немилость у Юпитера, он был изгнан с Олимпа и ищет приюта в царстве Эбала. Он обещает Лаконии процветание. Мелия потрясена красотой бога. Аполлон предлагает Гиацинту дружить с ним. Зефир опасается Аполлона и видит в нем соперника.

Дворец Эбала. Царь сообщает дочери, что Аполлон просит ее руки. Мелия счастлива. Прибегает Зефир. По его словам, когда они втроем упражнялись в метании диска, Аполлон нарочно пустил снаряд в голову Гиацинту. Зефир в страхе бежал, но он уверен, что Гиацинт погиб. Эбал велит изгнать бога из царства и спешит к сыну. Тем временем подлинный убийца, Зефир, предлагает Мелии руку и сердце. Она верит, что виновен Аполлон, но сватовство Зефира все равно отвергает. Появляется разгневанный Аполлон. Он разоблачает коварство Зефира, превращает его в ветер и приказывает повелителю ветров Эолу заключить его в пещеру. Мелия не понимает слов бога и по-прежнему думает, что брат погиб от его руки. Она не желает выслушать Аполлона и передает ему приказ царя покинуть Лаконию. Сетуя на гнев Юпитера, Аполлон решает остаться в царстве тайно.

Берег реки. Гиацинт при смерти. Он объясняет отцу, что убийца не Аполлон, а Зефир, и умирает. Появляется Мелия. Она узнает от отца правду и признается, что изгнала Аполлона из Лаконии. Теперь они готовы к его гневу. Появляется Аполлон. Из любви к погибшему другу он превращает Гиацинта в цветок: тело исчезает под землей, и на этом месте вырастают гиацинты. Эбал с дочерью просят у бога прощения за ложные обвинения. Аполлон и Мелия обручаются. Лаконию ждет благоденствие.

О спектакле

Опера «Аполлон и Гиацинт, или Превращение Гиацинта» написана одиннадцатилетним Моцартом вскоре после его возвращения из трехгодичного путешествия по Европе. В конце каждого учебного года в Зальцбургском университете силами гимназистов и студентов устраивалось представление на латинском языке. Это были не просто учебные работы, а пышные многочасовые спектакли при участии высококлассных музыкантов из капеллы архиепископа. Университетские праздники проходили в так называемой Aula Maior – Большом зале – и собирали множество горожан. «Аполлон и Гиацинт» служил интермедией к пятиактной латинской драме «Милосердие Крёза» и потому не имел первоначально даже собственного названия. Опера исполнялась частями перед драмой и между ее актами. Текст для всего этого театрального действа написал один из профессоров университета, отец-бенедиктинец Руфинус Видл.
Древнегреческий миф об Аполлоне и Гиацинте, изложенный Овидием в «Метаморфозах», в либретто сильно переделан – по-видимому, из педагогических соображений. 13 мая 1767 состоялась премьера; публика была в неистовом восторге, и немудрено: иначе как чудом объяснить создание полноценной оперной партитуры ребенком невозможно. Моцарта долго не отпускали, до полуночи он еще играл на клавесине. Удивительно и то, что со сложными речитативами и развернутыми ариями на мертвом языке справились тогда не профессиональные вокалисты, а третьеклассники гимназии, то есть мальчики примерно 13 лет. «Подростковым» исполнительским составом объясняется преобладание высокой вокальной тесситуры в опере – что, впрочем, вполне соответствует и традициям оперы-сериа, образцам которой Моцарт следовал в своем оперном первенце.
Христина Стрекаловская



3 ноября 2017
19 декабря 2017
20 февраля 2018
Аполлон и Гиацинт
3 апреля 2018
Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)