2018 год в музыкальном мире прошел под знаком Клода Дебюсси: в марте исполнилось 100 лет, как великого французского композитора не стало. Эта дата послужила поводом для монографических циклов, концертов-посвящений, лекционных курсов во многих концертных залах Старого и Нового Света. Валерий Гергиев приготовил слушателям дорогой подарок – он впервые исполнит в Петербурге музыку мистерии «Мученичество святого Себастьяна» (ранее в концертах звучала лишь пятичастная сюита из нее). Со времени премьеры в 1911 году, когда итальянский поэт Габриеле Д’Аннунцио решил эпатировать парижскую публику спектаклем по дягилевскому рецепту (скандальный сюжет, красочные декорации, вокально-хореографическое действо с русскими танцовщиками в главных ролях, новая музыка, заказанная известному композитору), написанная им мистерия лишь пару раз добиралась до театров. И каждый раз с неизбежными купюрами: пять с лишним часов выспренного текста на старофранцузском языке ни воспроизводить, ни слушать никто не хотел. Дирижеры и режиссеры пытались спасти лишь музыкальные фрагменты: симфонические антракты, хоры, вокальные и танцевальные номера. Но отсоединить их вовсе от сюжета невозможно: слова ариозо и дуэтов, вырванные из контекста, загадочны, в одних номерах солисты проговаривают текст на фоне оркестра, в других должны мимировать. Поэтому «Себастьян» известен в основном по записям: из бесконечного текста выбираются строфы, способные связать музыкальные номера, в сопроводительном буклете к диску приводятся ремарки, объясняющие, что должно, по замыслу авторов, происходить на сцене, проблема баланса тройного состава оркестра и чтеца на его фоне – решается в студии.
Редкие концертные исполнения еще больше подогревают интерес к этому маргинальному детищу Дебюсси. Если «Пеллеас и Мелизанда» – его французский ответ «Тристану», то согласившись писать «Мученичество святого Себастьяна» (на еще не созданный текст), Дебюсси подписался на сам жанр мистерии. Настолько силен был его музыкантский эмоциональный ожог от «Парсифаля», настолько, как оказалось, хотелось ему, пантеисту и скептику, вступить на прежде неведомую для него территорию мистических откровений и Божественной благодати.
Контрастом к сумрачному полотну мистерии выступают сказочные сказочные сцены балета Прокофьева и жизнерадостный фортепианный концерт Равеля в исполнении Алексея Володина, постоянного участника фестиваля, пианиста равно убедительного в классическом, романтическом и неоклассическом репертуаре.
Анна Петрова