Алексей Володин хорошо известен петербургской публике благодаря постоянным концертам на сцене мариинского Концертного зала. Слушатели любят его и в открыто-эмоциональном Метнере, и в классически выверенном Шопене. Памятны его выступления в концертах-марафонах с оркестром, когда он исполнял пять концертов Бетховена и Концерт и Каприччио Игоря Стравинского, помнят его естественное и артистичное исполнение Первого концерта Родиона Щедрина. Уравновешенность, сбалансированность эмоций и интеллекта, глубина, серьезность – и в то же время яркий артистизм, безупречная выделка: в игре Володина подкупает прежде всего гармоничность.
В концерте 24 декабря пианист исполнит репертуар «золотой», но не «заигранной» классики. Из всего Рахманинова он выбрал редко звучащую Первую сонату, сочинение мрачное и мистическое, навеянное «Фаустом» Гёте (части сонаты так и называются: «Фауст», «Маргарита», «Мефистофель»), и гениальную Вторую сонату, которую, по аналогии с листовской, хочется назвать «Данте-сонатой». Но это «русский Данте» – и в потрясающей средней части слышен безыскусный и щемящий лиризм «рассказа Франчески» из симфонической поэмы Чайковского или гениальной темы кларнета из Второй симфонии Рахманинова. Несмотря на то что многие пианисты технически в состоянии исполнить сложнейшую рахманиновскую фактуру, передать эмоциональную глубину и смысл этой музыки под силу немногим. Как и сыграть шесть Музыкальных моментов, где воплощены полярные состояния – гибельный полет (ми-минорный) и экстатическое спокойствие мистического северного пейзажа (ре-бемоль-мажорный). Володин относится к тем музыкантам, которые могут это не только сыграть, но пережить с полной отдачей на эстраде. И заставить сопереживать вместе с ним композитору весь зал.
Ольга Скорбященская