Долгое время опера «Христос» Антона Рубинштейна оставалась загадочным произведением русской музыки. Написанная в конце жизни композитора в Германии на немецкое либретто Генриха Бультгаупта, она только один раз исполнялась при жизни автора – в 1894 году на сцене Штутгартской консерватории, в концертной версии. В 1895 году опера была поставлена в Бремене, а затем наступили годы забвения.
В дореволюционной России «Христос» не ставился из-за запрета на исполнение духовных опер. Клавир сочинения сохранился в библиотеке Санкт-Петербургской консерватории, а партитура долгие десятилетия считалась утерянной – вплоть до 2007 года, когда, после долгих поисков, правнук композитора дирижер Антон Шароев обнаружил ее, записанную на микрофильмы, в одном из берлинских библиотечных хранилищ. В следующем году в Перми состоялась премьера под управлением Шароева, а затем сочинение еще несколько раз звучало на разных сценах России.
Создатель Санкт-Петербургской консерватории, великий пианист и педагог Антон Григорьевич Рубинштейн – автор восемнадцати опер, из которых только «Демон» известен широкой публике. Вновь обретенная партитура позволяет по-новому взглянуть на творчество композитора, из обширного наследия которого в концертный обиход вошли лишь несколько произведений.
«Христос» сочинялся в 1893 году в Италии, на берегу озера Комо. Началу работы над оперой предшествовало несколько лет усталости и разочарования; тяжелое душевное состояние усугублялось болезнью младшего сына композитора, умершего в 21 год от туберкулеза. Вопреки (а может, благодаря) трагическим обстоятельствам, из-под пера Рубинштейна вышло совершенное, тщательно отделанное сочинение. Сюжет оперы следует за евангельскими событиями («Рождение Христа», «Искушение Сатаной», «Нагорная проповедь», «Въезд в Иерусалим», «Тайная вечеря», «Гефсиманский сад», «Суд. Путь на Голгофу», «Вознесение Христа»). Гибкая, выразительная декламация, в каждый момент изысканно красивая, заставляет вслушиваться в малейшие повороты мелодии. Музыкальное развитие очень динамично: сложная религиозно-философская тема, больше подходящая для ораториального жанра, решена Рубинштейном с оперной действенностью. Одна из лучших сторон сочинения – масштабные, полные движения, хоровые сцены.
В оригинальной версии опера состоит из семи картин с прологом и эпилогом. Антон Шароев представил оперу в четырех картинах, в редакции для камерного оркестра и органа.