В роли Анны – Диана Казарян
Первое исполнение: 18 мая 1972 года, Дом композиторов, Москва
Премьера в Мариинском театре и премьера постановки: 28 января 2017 года
Продолжительность спектакля 1 час
Спектакль идет без антракта
Григорий Самуилович Фрид (1915–2012) прожил долгую жизнь, активно работая как композитор, художник-живописец, писатель-публицист, автор и ведущий просветительских проектов, среди которых главный – Музыкальный молодежный клуб московского Союза композиторов, или попросту – клуб Фрида. Многим эта фамилия знакома с детства, с обложки популярной книги «Музыка! Музыка? Музыка… и молодежь».
В его наследии помимо симфонических и камерных произведений есть две монооперы, обе на «голландскую» тему: «Письма Ван Гога» и «Дневник Анны Франк». Последнюю – написанную композитором-евреем на основе дневника еврейской девочки, ставшей одной из самых известных на Западе жертв Холокоста, – в годы брежневского застоя и государственного антисемитизма на родине ожидала незавидная судьба. Впрочем, как вспоминал сам композитор, когда он в 1969 году писал «Дневник», у него не было надежды, что эту оперу поставят в СССР – ведь и литературный первоисточник на русском языке был издан лишь через 13 лет после первой публикации в Европе, а на конец 1960-х пришелся разрыв советско-израильских дипломатических отношений и самая масштабная алия – репатриация евреев из Советского Союза.
Впервые исполненный (в сопровождении фортепиано) певицей Надеждой Юреневой в 1972 году в московском Доме композиторов, в СССР «Дневник Анны Франк» шел только в Кисловодске и Свердловске в концертном исполнении, а на оперной сцене – в Воронеже и Кишинёве. Зато опера стала необычайно популярна в США, утвердилась в репертуаре театров и концертных залов Германии, ее ставили в Австрии, Швеции, Ирландии, Чехии, Словении и в Нидерландах. В нынешнем сезоне премьеры монооперы проходят в городах Швейцарии и Германии. Уже при первом прочтении дневник 13‑летней девочки потряс композитора, а вскоре, как он вспоминал, «пришла мысль, что надо писать оперу по этому произведению. Ведь это было уже готовое либретто! Хотя, как сказать готовое? Из 230 страниц надо было сделать 12–13». При этом композитор не изменил ни одного слова в документе, а лишь сократил его до 21 краткого эпизода, сгруппированного в 4 сцены. Музыка вслед за непосредственным – почти «детским» – текстом передает эмоциональное состояние героини, от радости до отчаяния, ее волю и моральную силу, и даже – ее подростковый юмор. Дневник содержит и глубокие мысли в духе романа взросления, и отражения зарождающегося первого романтического чувства, и яркие гротескные зарисовки «с натуры». В музыке монооперы воплотились не только внутренние психологические переживания, но и отзвуки окружающей действительности («Колокол Вестертурма»), и «портреты» соседей по вынужденному заточению (отца, матери, сестры, Петера, супругов ван Даан), и звуковые пейзажи.
Литературный «Дневник Анны Франк» переведен на 65 (!) языков. Со времени первой публикации его тираж превысил 35 миллионов. Пьеса, написанная на основе дневника, была отмечена Пулитцеровской премией и несколько раз экранизирована. Опера Григория Фрида стала первым музыкальным воплощением этого сюжета и единственным – в оперном жанре. Юлия Бройдо
Партнеры:
Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.
Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)