Санкт-Петербург, Мариинский-2

Саломея

одноактная опера

Исполняется на немецком языке (спектакль сопровождается синхронными титрами на русском и английском языках)

Исполнители

Саломея – Елена Стихина
Иоканаан – Вадим Кравец
Ирод – Андрей Попов
Иродиада – Ольга Савова

Авторы и постановщики

Музыка Рихарда Штрауса
Либретто композитора по одноименной пьесе Оскара Уайльда в немецком переводе Хедвиг Лахман

Музыкальный руководитель – Валерий Гергиев
Режиссер-постановщик – Марат Гацалов
Художник-постановщик – Моника Пормале
Художники по костюмам: Роландс Петеркопс, Марите Мастина-Петеркопа (MAREUNROL'S)
Художник по свету – Александр Наумов
Художник-видеографик – Катрина Нейбурга
Ответственный концертмейстер – Марина Мишук

Краткое содержание

Лунная ночь. Молодой стражник Нарработ влюбленным взглядом следит за Саломеей, пирующей с гостями царя Ирода. Паж Иродиады, пораженный необычной луной, предостерегает друга об опасности. Из подземелья раздается голос пророка, возвещающего о приходе Сына Божьего: «Когда Он придет, возликуют опустевшие жилища, слепые прозреют, глухие услышат».

Преследуемая жадными взорами отчима, Саломея покидает трапезу. Грозные речи Иоканаана пробуждают в ней любопытство, принцесса хочет взглянуть на пленника. Она нежно просит об этом Нарработа, и тот, не в силах устоять перед ее чарами, нарушает приказ тетрарха.

Иоканаан обличает Ирода и Иродиаду, погрязших в грехах и похоти, он призывает их покаяться. Вожделея его прикосновения и поцелуя, Саломея пытается приблизиться к пророку, но тот отвергает «дочь Содома». Пораженный увиденным Нарработ убивает себя. С проклятиями Иоканаан удаляется в свою темницу.

Гонимый кошмарными видениями, доведенный до истерики, тетрарх ищет падчерицу. Он предлагает Саломее вино и чудесные фрукты, место на пиру подле себя. Но она равнодушно отвергает его ухаживания. Вновь раздаются грозные пророчества Иоканаана. Иродиада просит выдать его иудеям, но Ирод боится отдать такой приказ, ибо считает Иоканаана святым. Назаретяне свидетельствуют о чудесах Мессии, виденных ими. Тетрарх в надежде отвлечься от гнетущих мыслей уговаривает падчерицу станцевать для него и за это наслаждение обещает исполнить любое ее желание. Взяв с Ирода клятву, Саломея начинает танец семи покрывал.

Ирод в восторге, он спрашивает о награде. Саломея требует голову Иоканаана. Предчувствуя беду, Ирод пытается откупиться, но принцесса настаивает на своем. Тетрарх вынужден исполнить обещание. Саломея получает голову Иоканаана.

О спектакле

«Саломея» Штрауса – одна из самых ожидаемых постановок оперного сезона. Вероятно, многие российские любители оперы еще помнят два мариинских спектакля, 1995 и 2000 годов, осуществленные под началом Валерия Гергиева режиссерами Джули Теймор и Дэвидом Фриманом. Незадолго до того, в 1989-м, «Саломею» показала на гастролях в Ленинграде Штутгартская государственная опера. Это исполнение прервало шестидесятилетний период досадного отсутствия произведений Штрауса на сцене театра, ведь в 1920-х в ГАТОБе (ныне – Мариинский) шли и «Саломея», и «Кавалер розы», а в 1913-м, через четыре года после премьеры в Германии, Всеволод Мейерхольд поставил здесь «Электру», на репетиции которой приезжал сам композитор.
Штраусовский репертуар нынешнего Мариинского возделан любовью Валерия Гергиева к сложноустроенной музыке. На счету дирижера помимо «Саломеи» постановка «Электры», российские премьеры опер «Женщина без тени» и «Ариадна на Наксосе». Прочный исполнительский фундамент новой «Саломеи» гарантирован заявленными составами, в которых числятся корифеи Musikdrama Млада Худолей, Евгений Никитин, Лариса Гоголевская, Андрей Попов, рядом с ними – перспективные молодые певцы: Елена Стихина, Евгения Муравьёва, Леся Алексеева, Александр Михайлов.
Новая постановка также интригует неожиданным режиссерским и сценографическим решениями. Драматический режиссер Марат Гацалов, для которого «Саломея» стала первой работой в опере, признается: «В нашей версии “Саломея” – это не история блудницы, которая страстно желает Иоканаана. Нам видится столкновение больших идей, между которыми герои оказываются как между молотом и наковальней. Страстное желание Саломеи поцеловать Иоканаана – это, скорее, желание заглушить голос новой истины». В команде с Гацаловым работают художники из Латвии: сценограф Моника Пормале и дизайнерский дуэт MAREUNROL'S, до того вместе придумавшие элегантный визуальный ряд «Евгения Онегина» в Михайловском театре. Немалую роль в постановке играет видеографика, которую создала опытный художник и сценограф Катрина Нейбурга. 


Мировая премьера: 9 декабря 1905 года, Земпер-опер, Дрезден
Российская премьера: 6 июня 1924 года, Государственный академический театр оперы и балета (Мариинский театр), Ленинград
Премьера постановки: 9 февраля 2017 года


Продолжительность спектакля 1 час 40 минут
Спектакль идет без антракта

Возрастная категория 16+

Саломея
в афише
31 марта 2017, 19:00
28 апреля 2017, 19:00
30 апреля 2017, 15:00
© 1998 – 2017
Мариинский театр
Справочная служба
+7 812 326 41 41
tickets@mariinsky.ru
Текущий рейтинг: 48.3
Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 28 июля 2012 г. N139-Ф3 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты Российской Федерации