Имя Бориса Грабовского не на слуху у ленинградцев и петербуржцев, однако он – один из тех, кто формировал повседневность великого города искусств, писал тихую историю или, можно сказать, малую историю Ленинграда. Борис Васильевич Грабовский родился в Севастополе, рано осиротел (отец погиб в ходе репрессий), оказался в Ленинграде накануне блокады, стал воспитанником духового оркестра при Военно-медицинской академии, считался сыном полка. Тогда же стал пробовать сочинять музыку и тогда же впервые услышал произведения Дмитрия Шостаковича, который стал его кумиром. Чуть позже шестнадцатилетний юноша решился отправить Шостаковичу письмо с фрагментами своих сочинений – и получил ответ с приглашением поступить к нему в аспирантуру Ленинградской консерватории.
На протяжении сорока лет Грабовский заведовал рубрикой «Новая песня» в авторитетном журнале «Нева», куда приглашал для публикации новых сочинений Андрея Петрова, Валерия Гаврилина – и заказывал песни менее известным молодым ленинградским авторам; условием всегда было наличие в тексте песни высококлассной современной поэзии. Фактически, Грабовский выступал куратором новых сочинений, иногда специально знакомя молодых музыкантов с известными ленинградскими поэтами.
Над оперой по пьесе Грибоедова композитор работал с перерывами с 1976 года.
Отдельные фрагменты «Горя от ума» были записаны в конце восьмидесятых на Ленинградском радио: впервые они прозвучали в передаче, посвященной Грибоедову. В записи участвовали солисты Кировского театра Валерий Лебедь (Чацкий), Евгения Гороховская (Софья), Владимир Панкратов (Фамусов), а также Валерий Стародубцев (Скалозуб).
Грабовский использует романтическую оперную модель: номерная структура содержит арии и дуэты, в сцене бала занят большой хор гостей, включены балетные номера. Однако «Горе от ума» – ностальгический взгляд на романтизм композитора конца ХХ века. Это ощутимо в музыкальном языке: салонная традиция времени Грибоедова, романсы и вальсы, пропущена сквозь фильтр сочинений Шостаковича, порой подана в диссонантном напряжении. Это чувствуется и в расстановке вокальных сил – по меркам XIX века это опера без героя, в ней нет благородного тенора, лишь два баса (Фамусов и Скалозуб) и тенор-фальцет (Молчалин), а партия Чацкого доверена баритону; женские партии написаны для драматического (Софья) и колоратурного (Лиза) сопрано.
Первое исполнение оперы, которую можно назвать opus magnum Грабовского, станет для автора подарком к 85-летию.
Богдан Королек