Опера «Капитанская дочь» была написана Михаилом Коллонтаем (род. 1952) по заказу Большого театра к 200-летнему юбилею Пушкина, но так и не была поставлена. Концертное исполнение солистами Академии молодых оперных певцов под управлением Валерия Гергиева впервые представляет это произведение публике.
«Капитанская дочь» – единственное сочинение Михаила Коллонтая в жанре оперы. В либретто, написанном самим композитором, текст пушкинской повести перемежается стихами Пушкина на русском и французском, народными песнями. После смерти родителей Маша читает псалом чина отпевания, в эпилоге звучит гимн «Гром победы, раздавайся!», а «возмутительный листок» и ария Пугачёва основаны на подлинных указах самозванца.
В опере царит ощущение мрака, тьмы и гоголевской фантасмагории. Пугачёв и его банда приобретают облик почти демонический, не уступает им и императрица. По словам автора, она – двойник Пугачёва, пришедший к власти, как и он, незаконным путем. При подобной трактовке композитор посчитал счастливый конец невозможным, и в опере Екатерина в ответ на просьбу о помиловании Гринёва лишь завывает волком. Главный герой отправляется в Сибирь, а Маша остается в Петербурге делать карьеру при дворе. Образ оперной героини с самого начала отличается от пушкинского: она гораздо более практична и расчетлива.
Швабрин же лишен злодейского флёра. На протяжении всей оперы он остается насмешливо напевающим песенки дуэлянтом, каким показан в самом начале повести. В этом герое композитор видит чуть ли не самого Пушкина. Не случайно роль поэта в эпилоге, по замыслу автора, должен исполнять тот же певец.
Сквозь всю оперу проходит мотив пурги, символа «бесприютности, холода, бесовства и страха русской жизни». Герои то и дело повторяют пушкинское «страшно и скучно», а завершают оперу другие строки поэта: «Всюду мрак и сон докучный, ход часов лишь однозвучный. Нет огня».
Анастасия Спиридонова