Композитор Умберто Джордано (1867–1948) не единственный из итальянцев, кого в начале ХХ века заинтересовали сюжеты, действие которых происходит в экзотических странах. Одновременно с Джордано, в 1903 году, оперу на японский сюжет «Мадам Баттерфлай» писал Джакомо Пуччини, годом позже оперу «Воскресение» по роману Льва Толстого создал Франко Альфано. Возможно, идею «Сибири» подсказала Джордано его русская жена Ольга Шпац. В партитуру были включены русский гимн «Боже, царя храни», танцы под балалайку, песнь бурлаков «Эй, ухнем», которую композитор, правда, использовал как песню каторжников.
Луиджи Иллика, создавший также либретто опер Пуччини «Манон Леско», «Тоска», «Мадам Баттерфлай», утверждал, что в основе сюжета лежит роман «Воскресение» Толстого, но он мог бы сослаться и на произведения Лескова и Достоевского. В тексте собраны многие «русские» мотивы – каторга, Сибирь, дуэль, праздник Пасхи с колокольным звоном, при этом герои поют серенады, а в финале прекрасная и самоотверженная куртизанка Стефана умирает на руках у своего возлюбленного, солдата Василия. Получилась настоящая веристская опера – Умберто Джордано был представителем группы Giovane Scuola («Молодая школа»), следовавшей этому направлению.
На премьере «Сибири» в Ла Скала в 1903 году пели лучшие солисты, для подготовки произведения Джордано были приостановлены репетиции другой новинки – «Мадам Баттерфлай». Вторая постановка, в Венеции, успеха не имела. Положение исправил спектакль в Генуе, последовавшие вскоре исполнения оперы в Америке и в Париже. В числе почитателей этой веристской драмы оказался французский композитор Габриэль Форе, предсказавший опере долгую сценическую жизнь.
Анастасия Спиридонова